Особенности становления информационно-аналитических жанров на российском телевидении в контексте исторического развития отечественных СМИ

 

Во второй половине ХХ столетия телевидение заняло лидирующее положение в системе средств массовой коммуникации, стало неотъемлемой частью повседневной жизни людей и значимым фактором общественного и культурного развития[3]. На сегодняшний день телевидение является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В силу своих специфических особенностей, на арене современных средств массовой коммуникации телевидение выполняет функцию не только информирования населения, но и формирования общественного мнения.

Быстрый рост своей популярности и значимости телевидение получило с появлением первых качественных телевизионных программ, которые вызвали непосредственный большой интерес к этому виду СМИ. 31 октября 1938 года в эфир вышла одна из первых общественно политических передач Ленинградского телевидения, посвящённая 20-летию ВЛКСМ длительностью в полтора часа. Первая крупная общественно-политическая программа МТЦ состоялась 11 ноября 1939 года, главной темой которой являлось 20-летие Первой Конной армии. Выступления политиков, концерты, детские программы так же быстро нашли своего зрителям, тем самым обеспечив стремительный рост популярности телевидения как СМИ. Однако среди первых программ нельзя отметить признаков чистого аналитического или информационно-аналитического жанра, так как по причине недолгого существования телевидения как СМИ ещё не была выработана устоявшаяся и общепринятая жанровая система.

Развитие телевидения в СССР полностью прервалось в годы Великой Отечественной войны и возобновилось лишь 15 декабря 1945 года. Регулярное вещание регулировалось принятым Законом о пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР 1946-1950 годов, в содержании которого было предусмотрено переоборудование телевизионного центра в Москве и строительство новых телевизионных центров в других городах.

Большую роль в становлении отечественного телевидения сыграло появление Передвижной Телевизионной Станции (ПТС), которая давала возможность писать внестудийные телепередачи, что повлекло за собой ряд изменений в работе редакций. А уже во второй половине 50-х годов появились первые научно-популярные телепередачи и кинопрограммы.

Во второй половине ХХ века произошло переосмысление понятия телевидения, восприятия информации, её воздействия и влияния на зрителя, видения перспектив и возможностей развития телевещательного процесса. Если раньше внимание вещателей было сконцентрировано на технической оснащённости и подаче материала, то сейчас на первое место выходит смысловая нагрузка транслируемой информации. В этот период профессор Р.А. Борецкий берётся за создание периодических программ (ежемесячных, еженедельных), что положило начало идее программирования – ключевой в процессе функционирования телевидения.

В 60-е гг. появляется множество форм разнообразных передач, которые дали второе дыхание существующей модели вещания. Среди самых популярных можно отметить «Экран международной жизни», «Мир сегодня», «Москва и москвичи», «Программа партии – программа твоей жизни», «Школа агрохимических знаний», «Новые книги», «Клуб кинопутешествий», «Проспект молодости», «Горизонт», «Сельский клуб», «Знание», «Здоровье», «Кинопанорама», «Кабачок «13 стульев», передача «Клуб веселых и находчивых» («КВН»), начавшаяся 8 ноября 1961 года, «Рассказы о героизме», «Телевизионное кафе», ставшее впоследствии «Голубым огоньком.

3 декабря 1961 года появилась первая еженедельная новостная программа «Эстафета новостей», которая на протяжении следующих 10ти лет приковывала к экранам несколько поколений зрителей.

В первой половине 70-х годов широкую популярность получили информационные телепередачи. Самой популярной можно считать информационную программу «Время», которая привлекала зрителей оперативностью освещения главных событий, происходивших в стране и в мире[4]. Ещё одним нововведением вещательной системы того времени было появление первых телевизионных циклов, основной целью которых было заострение зрительского внимания на общегосударственных целях. Примерами таких рубрик можно считать «Сельский час», «На вопросы телезрителей отвечает министр», «Семь дней завода», в которых ключевые материалы посвящались ленинской внешней политике КПСС. Таким образом, главной задачей была демонстрация благоприятного влияния социализма, правящей партии и Советского Союза на ход исторического развития событий и успешное существование государства.

В 60-70-е годы в передачах «9-я студия», еженедельная «Международная панорама», «Содружество» освещались преимущества социалистического сотрудничества стран, защищались принципы миролюбивой внешней политики, правящей в то время партии. Во многом передачи завоевывали популярность благодаря ведущим этих программ, политическим обозревателям А. Дружинину, В. Дунаеву, В. Зорину, А. Каверзневу, А. Овсянникову и многим другим, поскольку они поднимали значимые социально-политические вопросы идетально разбирали факты и предоставляли комментарии. Конечно свободы журналистика в её современном понимании не было: так или иначе деятельность была ограничена жёсткими, исторически сложившейсяидеологией. Однако, зрители получили возможность видеть панораму событий, происходящих в стране и мире.

В 70-е годы тематику и проблематику общественно-политического вещания определяли не только происходящие события, но и те ключевые задачи, которые ставили руководящие силыКоммунистической партии перед советским народом. Свидетельство данному явлению можно считать статью-обращение, напечатанная в газете «Правда» в январе 1974-го года: «Направляя работу печати, телевидения, радио, партийные комитеты призваны нацеливать их на главные, узловые проблемы пятилетки, лучше использовать средства массовой информации и пропаганды для распространения нового, передового, борьбы с недостатками, для решения актуальных вопросов организации соревнования... Выступать боевым организатором всенародного соревнования, ярко отображать каждый день ударной вахты миллионов – боевая задача нашей печати, телевидения и радио».[5]

Постепенно телевидение, несмотря на ориентирование на опыт радио и печатных изданий, стало проявлять собственные индивидуальные черты. В обход цензуре стали появляться не только событийные репортажи, но и проблемные материалы, которые правящая власть не приветствовала, однако при выходе в эфир подобных репортажей, исправляла показанные по телевидению внутренние проблемы. Вместе с ростом популярности телевидения закономерным можно считать и рост потребностей телезрителей, которые требовали качественного материала на своих экранах. Вещание стало делиться на блоки, которые отвечали потребностям той или иной социальной группы. Для сюжетов того времени была характерна персонификация проблемы, которая поднималась в выпуске. Однако при всём развитии телевизионных жанров и способов подачи информации, ТВ оставалось оружием пропаганды и агитации.

Со временем молодых журналистов стали привлекать ночные информационные и информационно-аналитические передачи, главной особенностью которых являлась смелость поиска информации и её подачи, обсуждениепроблем в экономике, политике, экологии, что являлось следствием периода гласности в СССР. Инновационной стала программа «Взгляд», в которой молодые ведущие рассказывали о современной музыке, издержках постсоветского общества, являлись символом перемен и воспринимались как начало разрушения устоев, тем самым разрушая стереотипы телевидения. С ноября 1989 года по воскресеньям, вместо программы «Время» выходило часовое аналитическое обозрение «Семь дней», автором которого был Эдуард Сагалаев. С появлением подобного рода телепередач стали развиваться жанры телевизионной аналитики.

Одной из первых программ того времени, которая освещала не просто события, но и находила место для проблемных материалов была «Комсомольский прожектор». Под влиянием строгого контроля московских властей запрещалась любая критика правительства. В случае выхода критической информации в эфир на следующий же день требовали срочно исправить ситуацию – пригласить начальника, который бы удовлетворенно кивал головой в ответ на хвалебные слова ведущего передачи.[6] Жесткая вертикаль власти прослеживалась, вспоминает Анатолий Григорьевич, не только в политических структурах, но и во всех редакциях: «редактор, старший редактор, завотделом,зам. главного редактора, главный редактор. Попасть на прием к главному редактору – все равно, что к начальнику главка».[7]

В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» была подчёркнута необходимость улучшить качество телевизионных программ, что было причиной быстрого темпа развития телевизионного вещания и уже искушённостью зрителя, для которого телевидение было уже не роскошью, а необходимостью.

Вещание в то время было поделено на блоки: в будние дни утренний блок (8.00 – 12.00) адресуется тем, кто работал посменно, а также учащимся второй смены, домохозяйкам, пенсионерам и т. д. Выпуск информационной программы «Время» открывал этот блок. Далее после двухчасового перерыва (с 12.00 до 14.00) в сетке вещания стояли учебно-познавательные программы о литературе, искусстве, истории, художественные фильмы и телеспектакли.

Вечерний блок начинался в 18.00 с выпуска «Новостей». С 18.30 до 19.30 выходили общественно-политические передачи: «9-я студия», «Человек и закон», «Подвиг» и многие другие.

Телевизионный вечерний блок был построен вокруг получасовой информационной программы «Время», выходившей ежедневно в 21.00. Первый ее выпуск пришелся на 1 января 1968 года. До этого существовали пятнадцатиминутные «Телевизионные новости».

События, происходящие за рубежом, были представлены в еженедельном обозрении «Международная панорама». Передача начиналась с обзора важнейших новостей недели. Собственные корреспонденты за рубежом рассказывали о политической и экономической жизни в других странах. Материалы об «американском образе жизни», о теневых сторонах «общества потребления» и о принципахи недостатках демократического государствавызвали большой ажиотаж зрителей. Новости культурной жизни зарубежных стран завершали передачу.[8]Общественно-политические и информационные передачи того времени не переставали быть основным оружием пропаганды и агитации.

Со временем программы стали вести не просто дикторы, а журналисты, которые строили диалог со зрителем, импровизировали, а не зачитывали готовый текст. Позже возникла еженедельная информационная программа «Семь дней», аналог программы «Итоги». Журналистская молодежь сплотилась вокруг ночных информационной передачи «Телевизионной службы новостей» (ТСН). Позднее в Ленинграде возникли знаменитые «600 секунд», где на фоне датчика секунд, бегущих от 600 до 0, ведущие говорили о самых актуальных проблемах нашего общества.[9]Далее была информационно-аналитическая программа «Прожектор перестройки», в которой поднимались проблемы в сфере экономики, политики, экологии, критиковалось партийное руководство. Эта программа, как и многие другие, стала следствием периода гласности в СССР во времена М.С. Горбачева во второй половине 1980-х, основная цель которой заключалась в ослаблении цензуры. Одной из самых значимых программ того времени можно считать программу «Взгляд», гдеведущиепо задумке Анатолия Малкина, сидели в интерьерах холостяцкой квартиры.Таким образом, программа «Взгляд», появившаяся в 1987 году, казалась инновационной. Молодые ведущие на экране, рассказывающие современной музыке и издержках постсоветского общества, а также заставка программы «желтым глаз на синем фоне» были символами перемен, воспринимались как начало разрушения устоев. «Взгляд» изменил телевидение, заложил основу многих сегодняшних телепроектов, разрушил стереотипы. Теперь журналист при упоминании партии не должен был закрывать глаза и делать вид, что его всё устраивает, теперь можно было говорить на темы, которые до этого были под запретом. В это время в статичной структуре Гостелерадио начали создаваться новые независимые телекомпании.

С ноября 1989 года по воскресеньям, как пишет Н.А. Голядкин, вместо программы «Время» выходило часовое аналитическое обозрение «Семь дней», автором которого был Эдуард Сагалаев. «Новое мышление» не обошло стороной и консервативное «Время». В конце этой передачи регулярно начал выходить «Прожектор перестройки». Это был 10-минутный отчет на острые политические и социальные темы.[10]

Таким образом, в советский период существовало 2 реальности: действительные положения вещей с их проблемами и критикой и жизньофициальных СМИ.

События конца ХХ начала XXI столетия привели к тому, что роль аналитики в телевизионном формате возросла. Теперь это был авторский комментарий к происходящим событиям. В 90-е стремительными темпами развивается тип еженедельных информационно-аналитических программ, где ведущие и корреспонденты открыто выражали своё индивидуальное мнение по поводу тех или иных событий. Главным критерием профессионализма стала способность объективного анализа. Именно поэтому информационно-аналитические программы стали инструментом борьбы за внимание зрителей.

В конце 1994-го года Борис Ельцин издает указ о ликвидации канала «Останкино» и учреждении акционерного общества, получившего название «Общественное российское телевидение» (ОРТ). Появлялись новые частные телеканалы.[11]

В 1996 году в эфире телеканала РТР[12]появляется программа «Зеркало».Это еженедельная информационно-аналитическая передача, которая в то время была визитной карточкой телеканала. «Зеркало» выходило в эфирпо субботам в 20 часов 15 минут. Вел программу Николай Сванидзе. Он обсуждал главные темы недели с гостями в студии.

А в конце 90-х – начале 2000-х годов произошёл переход от нейтрального типа освещения событий к аполитичности.Много лет программа «Время» была единственной общепризнанной передачей в телевизионном информационном вещании. Это продолжалось до тех пор, пока не появились иные новостные программы, например, «Вести» на канале РТР, который в те годы превращается в практически оппозиционное российское телевидение, которое возглавил Олег Попцов.

Рост количества аналитических программ на российском телевидении позволило отечественному зрителю увидеть мир за пределами государства со всех ракурсов, как положительных, так и отрицательных. Однако такое освещениесобытий, по мнению А.Г. Лысенко, породило «уродливый гибрид информации с аналитикой: ведущий сообщает что-то и одновременно либо хмыкает выразительно, либо мимикой покажет, что у него на сей счет свое мнение».

В 20001 году на телеканале НТВ выходит информационная аналитическая авторская программа «Намедни», которая построила свою модель вещания по западному типу: комментарий журналиста стал ценным элементом материала. В противовес данной передачи на телеканале «Россия» выходит информационно-аналитическая программа «Вести недели», которая отличалась от своих эмоциональных конкурентов сдержанностью сообщений. В 2003 году на телеканале «Рен ТВ» в эфир выходит программа «Неделя» с Марианной Максимовской, которая стремительно завоёвывает зрителей.

Таким образом, историю информационно-аналитического вещания можно условно разделить на шесть периодов, каждый из которых обусловлен политическими, экономическими, культурными процессами, происходящими в обществе.

На данный момент времени существуют тысячи региональных компаний, около 30 федеральных и больше 200 спутниково-кабельных каналов, что несомненно можно считать революцией цифровых технологий ТВ. На сегодняшний день среди итоговых информационно-аналитических программ можно выделить «Мир за неделю», «Неделя», «Сегодня. Итоговая программа», «Вести недели», «Воскресное время», «Главное».С развитием коммерческих телекомпаний усилилась конкуренция и зависимость программы от рейтинга, что привело к изменению функции телевидения: теперь на первое место выступило развлечение зрителя, что конечно же отражается на качестве контента. По словам М. Максимовской, в этот период активно развивается жанр репортажа. При этом именно баланс фактов и мнений становится необходимым условием, чтобы не превратиться в «желтое» СМИ.

Однако важно понимать: в телевизионном рейтинге мнение зрителей никак не представлено. «Нравится, но не смотрю» и «не нравится, но смотрю» - две весьма распространенные ситуации. Поэтому даже самый фантастический по величине рейтинг не означает ни высокого качества программы, ни зрительской любви к ней. Просто собрали толпу. Поглазеть».[13]

Несмотря на чёткое деление российских каналов на развлекательные, информационные и смежные, мы можем увидеть стремительно возросшую необходимость ведущих телеканалов в аналитических программах. В условиях политического давления внутри страны и внешнеполитического настроя информационно-аналитические телепрограммы становятся важным сегментом телеканала. Именно такой программой и является информационно-аналитическая программа «Главное» с Никой Стрижак.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: