1. Составить индивидуальные индексы объема выпуска и себестоимости продукции по цехам. Определить абсолютное изменение затрат.
Цеха | Объем выпускаемой продукции, тыс. ус. Единиц | Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
2003 q0 | 2004 q1 | 2003 p0 | 2004 р1 | |
- индивидуальный индекс объёма, где
q1 – объём выпущенной или произведённой (реализованной) продукции за отчётный период;
q0 – объём выпущенной продукции за базисный период.
iq1=25/24=1,042
iq2=1,4
iq3=0,89
iq4=1,33
iq5=0,6
-индивидуальный индекс цены, где
р1 – цена реализации продукции в отчетном периоде;
р0 – цена реализации продукции в базисном периоде.
ip1=0,8
ip2=0,429
ip3 =1,25
ip4=1,44
ip5=0,7
Абсолютное изменение затрат = затраты за базисный период - затраты за отчетный период
Цеха | Затраты | Абсолютное изменение затрат | |
24*5=120 | 25*4=100 | -40 -500 |
2. Определить изменение затрат по выпуску продукции А и В. Рассчитать влияние себестоимости и структурных сдвигов.
Затраты по выпуску продукции А(2,4,5): 280-500+290=70
|
|
Затрат по выпуску продукции В(1,3): 20-40= -20
Индекс структурных сдвигов показывает влияние изменения объёмов по однородной продукции на изменение средней стоимостной характеристики
.
3. Составить агрегатный индекс затрат по выпуску всей продукции предприятия. Определить влияние себестоимости и объемов на изменение общей величины затрат на производство продукции.
Агрегатный индекс качественной характеристики (себестоимости, цены и т.д.):
;
Ip =
Агрегатный индекс количественной характеристики (объема выпуска, объема продаж и т.д.):
;
Iq =
Агрегатный индекс обобщенной характеристики (затрат, товарооборота и т.д.):
,
Ipq=
Себестоимость продукции и производимый объем оказывает непосредственное влияние на общую величину затрат на производство данной продукции, т.е. если повысится себестоимость, то и затраты соответственно увеличатся. Если увеличатся объемы производимой продукции, то затраты также увеличатся. Таким образом, независимо друг от друга себестоимость и объем влияют на изменение затрат.