3. снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого
и подростка, имеющий место в процессе индиви
дуальной терапии;
4. противостоит подростковому нарциссизму;
5. предоставляет «полигон» для отработки новых
социальных навыков;
6. является способом укрепления силы «эго» членов
группы;
7. часто минимизирует разногласия между служеб
ным персоналом (педагогами, врачами, воспита
телями) и подростком.
Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов:
1. ненасильственность общения;
2. самодиагностика, т. е. самораскрытие подростков,
осознание и формулирование ими личностно
значимых проблем;
3. положительный характер обратной связи;
4. неконкурентный характер отношений;
5. дистанцирование и идентификация;
6. включенность;
7. гармонизация интеллектуальной и эмоциональ
ной сфер.
Перед началом каждой групповой сессии следует зачитывать «Правила нашей группы». Консультант или группа может выбрать кого-то, кто будет делать это по-
стоянно, или же консультант может вызывать добровольца. Достижения в жизни группы должны сопровождаться внесением изменений в «Правила нашей группы» и введением новых правил. Это хороший способ сфокусировать внимание группы и направить его на решение предстоящей задачи.
Правила нашей группы
1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы
группа работала с наибольшей отдачей и участники как
можно больше доверяли друг другу, в качестве первого
шага к практическому созданию климата доверия пред
лагается принять единую форму обращения на «ты».
Это психологически уравнивает всех членов группы, в
том числе и консультанта, независимо от возраста.
2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Многие
люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют,
что думают, так как боятся показаться смешными. Для
них характерно стремление уйти в область общих рассу
ждений, обсудить события, случившиеся с другими
людьми. Это срабатывает механизм психологической
защиты. Но основная задача нашей работы — превра
тить группу в своеобразное объемное зеркало, в кото-
Ром каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, луч
ше узнать себя и свои личностные особенности. Поэто
му во время занятий все говорят только о том, что
волнует каждого; то, что происходит с нами в группе,
мы обсуждаем здесь и сейчас.
3. Персонификация высказываний. Для более откро-
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
венного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию, и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считает, что...» на такое: «Я считаю, что...»; «Некоторые из нас думают...» на «Я думаю...» и т. п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» на конкретную реплику: «Оля и Саня не поняли меня».
4. Искренность в общении. Во время работы группы
мы говорим только то, что чувствуем и думаем по пово
ду происходящего, т. е. только правду. Если нет жела
ния говорить искренне и откровенно, то мы молчим.
Это правило означает открытое выражение своих чувств
по отношению к действиям других участников и к са
мому себе. Естественно, что никто не обижается на вы
сказывания других членов группы. Мы испытываем
только чувство признательности и благодарности за его
искренность и откровенность.
5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под
каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы
уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях
человека, о том, чем он поделился с нами во время за
нятия. Это помогает нам быть искренними, способству
ет нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши
высказывания могут стать известны другим людям, по
мимо членов группы. Мы доверяем друг другу и группе
в целом.
6. Определение сильных сторон личности. Во время
занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положи-
тельные качества человека, с которым мы вместе работаем. Каждому члену группы — как минимум одно хорошее и доброе слово.
7. Недопустимость непосредственных оценок челове
ка. При обсуждении происходящего в группе мы оце
ниваем не участника, а только его действия и поведе
ние. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не
нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера
общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой чело
век», а просто подчеркнем: «Ты плохо поступил».
8. Как можно больше контактов и общения с различ
ными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть опре
деленные симпатии, кто-то нам нравится больше, с
кем-то приятнее общаться. Но во время занятий мы
стремимся общаться со всеми членами группы, и особен
но с теми, кого меньше всего знаем.
9. Активное участие в происходящем. Это норма по
ведения, согласно которой мы все время, каждую мину
ту, активно участвуем в работе группы: внимательно
смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся
почувствовать партнера и групп^ в целом. Мы не замы
каемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень
приятное. Получив много положительных эмоций, мы
не думаем исключительно о себе. В группе мы все время
внимательны к другим, нам интересны другие люди.
Ю. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слуша-ем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Одним из способов управления временем и своеобразным маяком для консультанта является план занятия. Любое занятие состоит из трех основных частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная (рабочая) часть.
3. Завершающая часть.
Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени уделяется собственно работе.
Вводная часть включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия консультанту важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочь вопросы: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, вклю-
читься в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.
На первом занятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения подростков в работу, а также определения дальнейшего направления движения.
Ниже приведены примеры упражнений и тренин
гов, посвященных работе над различными проблемами
и задачами возрастного развития при групповых заня
тиях с подростками. Данный раздел написан по мате
риалам работ (Алиева и др., 2001; Анн, 2003; Вачков,
1999; Захаров, Хрящева, 1999; Кэррел, 2002; Лидере,
2003; Макшанов и др., 1993; Макшанов, Хрящева, 1993;
Хрящева, 1999).»
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗМИНКИ
Упражнение 1. "Ассоциации с встречей»
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».
-1-
Глава 2
Упражнение 2. i
«Настроение» >
«Пусть каждый из вас по очереди займет такую позу, которая отражает его настроение в настоящий момент. Вся группа по сигналу повторит эту позу. Затем изобразит свое настроение следующий участник».
Упражнение 3. «Букет»
Водящий стоит в центре круга сидящих на стульях членов группы. Участники выбирают себе название одного цветка из трех предложенных водящим или самими участниками, например, роза, ландыш и пион. Если в группе 12 человек, то в ней будет по 4 «цветка» каждого вида. По команде водящего меняются местами те, чей цветок он назвал. А по команде «букет» меняются местами все участники. Водящий должен успеть сесть на место одного из участников, который становится следующим водящим.
Упражнение 4. «Сигнал»
Участники стоят в кругу, достаточно близко друг к ДРУгу, и держатся за руки за спиной друг у друга. Один из участников, легко сжимая руку соседа, посылает сигнал в виде последовательности «точек» и «тире». Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору, который проверяет, не исказился ли его сигнал по дороге. Для усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 5. «Пробейся сквозь ряд»
Участники становятся в две шеренги, спинами друг другу. Водящий должен пробиться сквозь эти шеренги.
Упражнение 6. «Пожелания»
«Встаньте в круг. Начнем работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Эта часть обычно посвящена теме занятия, включенной в определенный блок, и хтроводится в соответствии с программой. Важно отслеживать групповую динамику и уделять необходимое время мотивации участников на занятия, проработке агрессии, внутренним конфликтам или недовольству консультантом. Тогда основная часть занятия модифицируется в соответствии с
отребностями группы, с использованием соответствующих упражнений. Выбор упражнений зависит от па развития группы и от того, что должно измениться:
остояние группы как целого или состояние двух-трех Участников.
Глава 2
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. '""'
«Аплодисменты по кругу» ;
«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее».
Консультант начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Упражнение 2. гхн и,/:r;
«Подарок» •
Участники встают в круг. ' •: ' «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с водящего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.) и «передает» его своему соседу справа».
Упражнение 3.
«Спасибо за приятное занятие»
«Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное заня-
Кризисы подросткового возраста
тие». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие». Таким образом, группа в центре крута постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».
Обследование удовлетворенности участников
Этот короткий вопросник можно предлагать заполнить после каждого занятия шги время от времени.
Тема сегодняшнего дня
1. полностью не соответствует моим проблемам
2. не соответствует моим проблемам
3. затрудняюсь ответить
4. в основном соответствует моим проблемам
5. полностью соответствует моим проблемам
1. Сегодня группа мне понравилась.
2. Сегодня на группе я что-то понял о себе.
3. Сегодня на группе я что-то понял о своей семье.
4. Я кое-что узнал об одном из участников группы.
5. Я чувствовал себя комфортно на этой группе.
6- Я кое-что рассказал о себе в группе.
'• Я чувствовал поддержку со стороны консультанта.
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
8. Мне было весело в группе.
9. Я жду следующей групповой встречи.
Ю.Сегодня я участвовал в обсуждении в группе.
Тема, которую мне хотелось бы обсудить в группе
Тренинг «Как быть личностью»
Цель данного тренинга — способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей. Задачи:
• формирование стремления к самопознанию, по
гружение в свой внутренний мир и ориентация в
нем;
• знакомство с чертами личности — первичными и
вторичными способностями;
• формирование возможностей распознавать собст
венные личностные качества и качества других
людей.
Тренинг делится на три этапа:
Ориентировочно-диагностический. Личностный тренинг открывает программу, поэтому в начале занятий для консультанта более важными являются задачи формирования сплоченности группы, выработки групповых правил, мотивирования на занятия, диагностики личностных особенностей участников. Это происходит не-
посредственно в процессе знакомства участников группы со своими личностными особенностями, что составляет специфику первого этапа.
Основной. Он посвящен изучению первичных и вторичных качеств личности.
Заключительный. Основным содержанием этого этапа является интеграция участниками полученной информации в целостный портрет своей личности.
1. ОРИЕНТИРОВОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
О начале работы и выработке правил уже говорилось выше, во введении к разделу «Групповая терапия с подростками».
Упражнение 1.
«Как тебя называть»
Участникам предлагается представиться: назвать свое имя, рассказать, нравится ли оно, и сказать, каким именем ему хотелось бы, чтобы его называли в группе.
Многие подростки|часто недовольны тем, как их обычно называют. Они предпочитают, чтобы в группе их называли их полным или другим именем.
Упражнение 2. 'Назови свое имя»
«Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назови-е свое имя и положительное качество (то, что вы в се-е Чените) на первую букву имени, по кругу».
После проведения этого упражнения можно провес-
Глава 2
ти обсуждение: что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?
Подросткам иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому консультанту важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.
Упражнение 3. «Ласковое имя»
Это упражнение также выполняется в круге. Каждый участник бросает мяч другому, называя при этом свое «домашнее» имя или прозвище, которое ему нравится. После того как все назовут свое «ласковое имя», мяч возвращается назад, при этом каждый участник вспоминает ласковое имя того, кто бросал ему мяч, и произносит его.
На первом или одном из следующих занятий каждый участник должен выбрать себе «тренинговое имя», которым его будут называть в группе. Это упражнение облегчает процесс выбора такого имени.
Упражнение 4. «Паутина»
Это упражнение — хороший способ и выработки, и проверки сплоченности группы. Для его выполнения необходим клубок ниток. Удобнее проводить упражнение сидя на полу.
«Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и что-нибудь рассказать о
Кризисы подросткового возраста
себе, например, чем тебе нравится заниматься или какая твоя любимая игра или еда. Подумайте, что вы хотите рассказать о себе: (Консультант берет клубок ниток и, сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок участнику, сидящему напротив.) Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».
Таким образом, все члены группы оказываются «в паутине». Поговорите с ними на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности: как вы думаете, почему мы составили такую паутину? Что нам помогло создать такую мощную паутину? После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к консультанту. В процессе распутывания нить может запутаться. Такую ситуацию можно прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже тесно связаны между собой.
«Все ли высказались? Что вы почувствовали? Чьи рассказы вас заинтересовали? Друдно ли бьшо говорить о себе? Кто в группе вызвал лнюопытство?»
Упражнение 5. ^Двадцать «Я»
Это упражнение особенно подходит для первых занятий и является хорошим способом «сломать лед», способствует развитию атмосферы открытости и доверия. Ддя консультанта это упражнение является диагностическим. Каждому члену группы даются карандаш и бумага.
1 47
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
«Двадцать раз ответьте на вопросы «кто я, какой я». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я»... Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь и поговорить друг с другом о своих ответах».
Возможный вариант: «Можете не показывать свой список всем, дайте прочитать его тем, кому захотите».
Упражнение 6. «Имя и движение»
Упражнение позволяет прочувствовать себя и свою принадлежность к группе, задействовав свое тело, дает возможность представить себя гругше необычным образом. Подросткам нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание «запечатлеть» свое движение становится все более сильным. При этом участники получают прекрасную возможность посмеяться.
«Встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, шагнет вперед и сделает какое-то движение или встанет в какую-либо позу, то есть представит так себя и скажет свое имя. После этого все мы побудем этим человеком и на счет «три» все вместе повторим его имя и движение».
Можно продолжить упражнение — сделать еще круг, но изображать уже иное движение, которое показывает, каким бы ты хотел быть.
ДЯ
Упражнение?. ^Хорошо или плохо»
Консультант выбирает какое-либо качество. Это может быть то качество, которое называли чаще других, или более актуальное в этой группе; можно записать несколько названных участниками качеств на листах бумаги и вытянуть одно из них или решить всем вместе, какое качество взять для упражнения. Каждый участник по кругу высказывает свое мнение о данном качестве. При этом первый участник начинает свое высказывание со слов «хорошо быть потому что...», а следующий начинает со слов «плохо быть потому что...», и так далее попеременно. Например: «хорошо быть неряшливым, потому что можешь бросать свои вещи, где хочешь», «плохо быть неряшливым, потому что девочки не будут тебя любить». Проводится два круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную, и негативную сторону качества.
Консультант помогает и поддерживает участников в
поиске позитивной и негативной сторон качества, при
влекает их к активному обсуждению и поддержке друг
друга. f.
Упражнение 8. «Рисую себя»
Участникам предоставляется бумага разного формата и разных цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т. д.
«Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, схематично, Цветом, коллажом и по-другому, как вам захочется. Для
Глава 2
рисования вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. Каждый может показать другим свой рисунок и рассказать о нем».
Консультанту надо иметь в виду, что подростки часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Консультант при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по-своему и главное, что участники изобразили себя.
Упражнение 9. | «Комплименты»
Члены группы делятся на две равные части и встают, образуя внутренний и внешний круг, лицом друг к другу. Один из стоящих во внешнем круге говорит стоящему напротив него во внутреннем круге: «Мне нравится, что ты...» Участник из внутреннего круга отвечает на это: «Да, я (повторяет), и еще я... (добавляет какое-нибудь положительное качество)». Важно, чтобы все говорили искренне. Затем стоящие во внешнем и внутреннем кругах меняются ролями.