Особенности структуры самосознания 3 страница

Формирование идентичности (кризис идентично­сти) иногда требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других лю­дей. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляе­мого.

Позже проблема идентичности исследовалась мно­гими авторами. Наиболее известны работы Дж. Марсиа (Крайг, 2003), который выделил четыре основных вари­анта, или состояния, формирования идентичности, по­лучивших название статусов идентичности.

Предрешенность — принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Таким образом можно охарактеризовать статус идентичности тех лю­дей, которым в силу внешних обстоятельств рано при­шлось принять на себя преждевременную взрослость.

Диффузия идентичности — состояние избегания ре­шений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.

Мораторий — собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы «кто я, какой я?».

Достижение идентичности — благополучное заверше­ние кризиса идентичности, возникновение новой само­тождественности.


ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД

По мнению Л.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Младший подростковый возраст распадается на две фа­зы — негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрица­тельный характер) и с процессами вызревания и появ­ления первых органических влечений. Вторая характе­ризуется вызреванием нЪвого ядра интересов. Выгот­ский также обращает внимание на сходство негативной фазы у подростков с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления (Выготский, 1984).

Описание кризиса пубертатного периода дано в ра­боте Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой (1970). Главный тезис авторов состоит в том, что в этом возрасте фор­мируется «чувство взрослости» — стремление быть, ка­заться и действовать как взрослый. Если взрослые от­носятся к этому адекватного развитие происходит бес­конфликтно и прогноз его более благоприятен. Если же подросток, испытывающий «чувство взрослости», стал­кивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Существуют два основных пути протекания данно­го кризиса:

Кризис независимости. Его симптомы — стропти­вость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценива­ние взрослых, отрицательное отношение к их ранее вы-



Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


полнившимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».

Кризис зависимости. Его симптомы — чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, рег­ресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное бла­гополучие, чувство уверенности, защищенности: «я ре­бенок и хочу оставаться им».

Как правило, подросток занимает двойственную по­зицию, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доми­нирует. В силу недостаточной психологической и соци­альной зрелости подросток, предъявляя взрослым и от­стаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь рав­ных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Поэтому повышенно-либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подрост­ка, а достаточно жесткий, но при этом аргументиро­ванный запрет, вызвав кратковременную вспышку не­годования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональ­ному благополучию.

К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят следующие.

Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том


числе к предметам недавнего интереса. Иногда прояв­ляется более мягко, иногда — в форме разрушительной активности. Субъективные переживания — угнетенное состояние, тоска, подавленность — могут, к сожале­нию, скрываться и проявляться только в интимной жизни — дневниках, с близкими друзьями и т. д.

Интеллектуализация как средство психологической защиты состоит в погружении в абстрактные, философ­ские вопросы, и восприятие их как предметов непо­средственного интереса часто отражает личное, глубоко затаенное чувство беспокойства. Надо отметить, что не­продуктивность воображения в сочетании со сверхцен­ными идеями — возможный признак вялотекущей ши­зофрении. С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и безусловно положительный момент — подрос­ток научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т. д.

Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей и т. д.) и са­моанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью, — еще одно проявление подросткового кризиса. Подрос­ток, который без конца гщфает свои мускулы, или де­вушка, которая часами красится и т. д., как правило, искренне воображают, что произведут не просто значи­мое, а неизгладимое впечатление на других. Это подчас становится истинной трагедией подросткового возрас-а' поскольку, когда молодые люди собираются вместе, внимание каждого из них гораздо больше сосредоточе­но на самом себе, чем на тех, кто рядом. 11 к д')остковая депрессия, которая бывает двух видов: езразличие и чувство пустоты; ощущение, что детст-


 




Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


во уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку — части самого се­бя. Непродолжительна, легко лечится; 2) результат по­лосы жизненных поражений (старался решить постав­ленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В то же время адаптив­ные механизмы взрослого человека еще отсутствуют. Прогноз тяжелый. Так, значительное число само­убийств в юности происходит не после длительного по­иска альтернативных решений сложной проблемы, а вследствие мгновенного порыва. Часто последней кап­лей становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом.

Опробование различных социальных ролей прояв­ляется в различных сферах. Это, например, пубертатная эротика как школа любви без связанных с ответствен­ностью последствий в будущем. Подросток еще не по­нимает соотношения между любовью, сексуальностью и ответственностью за последствия половой любви — и это нормально. В нем, особенно в мальчике, сочетается повышенное сексуальное напряжение со стремлением к идеалу. Однако необходимая для взросления игра, к не­счастью, может слишком рано.потерять свой игровой характер — и тогда происходят половые болезни, ран­ние беременности, самоубийства из-за несчастной люб­ви и т.д.

Проблемы восприятия своего физического образа. Как

известно, для мужчин биологически оправданно актив­ное поведение и, соответственно, для них важна актив-


ная функция тела. Если активная деятельность мужчины успешна, у него развивается позитивное самоощущение. Для женщины — все наоборот. Поэтому позитивное са­мовосприятие складывается у юношей в той мере, в ка­кой их тело выражает индивидуальную эффективность; в то же время женщина своей физической внешностью должна символизировать стремление к подчинению и безопасности, душевность и тепло. Таковы социальные ожидания. Низкая оценка своего физического Я может стать причиной нарушений в поведении (по механизму гиперкомпенсации), плохой успеваемости в школе и т. д. Эти явления, как правило, имеют место только у мальчиков. Дело, в частности, в том, что, как показано в последнее время, для девочек колоссальную роль, от­части на подсознательном уровне, играет наступление менструаций, которое делает ее полноценной женщи­ной в собственном восприятии.

Различные проявления кризиса идентичности. Про­блема нашего времени — практически неисчерпаемый набор возможных идентификаций. Любой культурно заданный стандарт в принципе доступен каждому. По­этому нередко случается, что ]$шодой человек, достиг­ший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается к этому неспосо-ен- В таких ситуациях индивидуум часто прибегает к «психосоциальному, мораторию» — продлению переход­ного периода от юности к взрослости: он пассивно ожидает момента, когда ему представится возможность ити себя, или «берет социальный тайм-аут» (уходит в оммуны, религиозные группы и т. д. как временное Ристанище для молодых людей, ищущих свой образ


Глава 2

жизни). Возможен также вариант, когда он вовсе мину­ет кризис идентичности, безоговорочно принимая цен­ности своей семьи и их социально-ролевые ожидания. В ряде случаев прочное ощущение самоидентичности так и не достигается. Тогда развивается тенденция ухо­да от близких взаимоотношений, их формализации и стереотипизации. Размываются способности к продук­тивной работе: либо человек ни на чем не может сосре­доточиться, либо с головой уходит в одну деятельность, пренебрегая всеми остальными. Может также возник­нуть негативная идентичность (презрительное и враж­дебное отношение к той роли, которая считается нор­мальной в семье и ближайшем окружении), приводя­щая к различным социальным протестам. Эти явления могут быть преодолены относительно легко, а могут стать причиной правонарушений, неврозов и психо­зов — в зависимости от предшествующего опыта подро­стка. Нужно, чтобы у подростка в детстве было доста­точно впечатлений собственной успешности, положи­тельных реакций на него; должно быть также в детстве сформировано убеждение, что его ждет вполне доступ­ное для него положительное будущее. Тогда в подрост­ковом возрасте эти убеждения дадут только временную просадку, но не исчезнут навсегда.

Суицидальное поведение также относится к распро­страненному симптому подросткового кризиса. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообра­зием: это суицидальные мысли, намерения, высказыва­ния, угрозы, попытки. Во многих европейских странах оно настолько распространено, что занимает второе-третье место среди причин смертности в этом возрасте.


Кризисы подросткового возраста

До 13-летнего возраста суицидальные попытки встречаются весьма редко. В 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума в 16—19 лет. Именно на подростковый возраст приходится пик суи­цидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, в анамнезе которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве, отвергали мысли о его смертельном исходе.

У младших школьников (в основном после 9 лет) наблюдается суицидальная активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболе­ваниями, а ситуационными реакциями, источником ко­торых являются, как правило, внутрисемейные кон­фликты.

Статистически выявлено, что в 90% случаев суици­дальное поведение в виде угроз, высказываний, намере­ний — это «крик о помощи», адресованный прежде всего своим близким. Это значит, что подросток испытывает высочайший дискомфорт, причины которого толком понять не может, а в форме, понятной родителям, вы­сказать не умеет. Иногда суицидальные попытки подро­стков носят просто демонстративный характер. Однако не надо понимать это так, будто все происходит «ни с чего» или «нарочно».

v/гатистически наиболее часто суицидное поведение неустойчивых подростков вызвано потерей родителей и лизких, распадом семьи вследствие развода, семейной Дезорганизацией с властной жестокой матерью и без­вольным отцом.

Далее по значимости следуют школьные проблемы,

ПО


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


особенно у мальчиков. Длительный неуспех по предме­там, отсутствие положительного контакта с учителями и детьми опасны для не очень интеллектуально одарен­ных, повышенно чувствительных и робких подростков, страдающих к тому же пониженными адаптационными возможностями.

У девочек суицидальное поведение может быть спровоцировано неожиданной беременностью в сочета­нии со страхом наказания со стороны родителей; раз­рывом с объектом любви в сочетании с униженным чувством собственного достоинства; стыдом из-за обна­руженной мастурбации. Мальчики обычно демонстри­руют или совершают суицид под воздействием алко­гольного опьянения. Выбираемые ими способы сведения счетов с жизнью зависят от особенностей характера. При демонстративном поведении чаще используются порезы вен, отравление неядовитыми лекарствами, ре­же — повешение, что особенно опасно, так как вместо показной, как правило, наступает реальная смерть. По­следние годы часто причиной суицида служит призыв на военную службу, о которой он наслышан ужасов и полагает, что лучше умереть дома, чем там от издева­тельств.

В случае негативной реакции родителей на суицид­ное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями подростка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом.


ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД

Как уже говорилось, главная задача личностного развития в период юности — поиск своего места и закре­пление в мире взрослых — переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только за­держивает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой (Хухлаева, 2002).

Кризисным моментом этого периода, по мнению К. Юнга, является столкновение человека с требования­ми реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Если у него есть ил­люзии, контрастирующие с действительностью, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних труд­ностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — это не только счастье и удоволь­ствие. Начинается распад его детской^веры и оптимиз­ма. Но нередко молодой человек довольно долго про­должает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все

ридет к нему само собой в соответствии с его жела­ниями.

Несколько другие акценты в рассмотрении кризис-

ых точек развития молодого человека делает Б. Ливе-

худ. Поскольку в отличие от подростка в пубертате мо-

Дои человек уже не только включает в свое сознание

рослую жизнь, но реально в ней участвует, для него


Глава 2

особенно остро встают вопросы выбора своего уникаль­ного пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» — вот важнейшие вопросы, которые решаются в молодости. В юности нужно научиться принимать себя, нести от­ветственность за свой выбор и решения. Но на пути к этому нужно приобрести опыт, и каждый сам должен делать свои глупости, если только готов учиться на них. Если же человек не ставил перед собой главных вопро­сов в юности и не нашел на них ответов, то он подвер­гается опасности навечно остаться в подростковом воз­расте, и его самооценка будет основываться на мнении общества или на противостоянии всему миру.

Нередко страхи и волнения концентрируются во­круг размышлений о смысле собственной жизни.

Иногда у молодых людей появляются сильный страх взросления, желание снова стать маленьким, уйти от проблем, взвалить их на плечи другого человека. Страх взросления может повлечь за собой психосоматические проявления.

А иногда молодые люди заменяют ощущение внут­реннего смятения тем, что «надевают» поведенческие маски взрослости.

Основным содержанием кризиса встречи со взрос­лостью, так же как и в подростковом кризисе, является кризис идентичности. Эриксон писал, что формы иден­тичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии, характеризующейся оп­ределенной формой идентичности, на другую неизбеж­но возникает кризис идентичности. Таким образом, кризис идентичности не является специфической при­надлежностью подросткового возраста (тогда он наибо-


Кризисы подросткового возраста

лее ярок), а проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в молодости. Тем более что мо­лодые люди часто пребывают в состоянии неустойчиво­сти идентичности, которая находится в процессе фор­мирования. Поэтому они столь часто испытывают со­мнения в своем тождестве самому себе. Следует еще раз подчеркнуть, что, согласно Э. Эриксону, для кризиса идентичности нормален и, более того, необходим пери­од так называемой спутанности идентичности, т. е. по­тери ориентиров в самом себе. А результатом кризиса идентичности в юности является приобретение взрос­лой идентичности (Эриксон, 1996а).

Кризис идентичности в молодости дополняется или же последовательно сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать сте­реотипными, а сам человек — оказаться в состоянии психологической изоляции. Особое значение приобре­тает в этот период чувство одиночества. Нужно отме­тить, что это именно чувство, а не фактическое одино­чество. Вокруг молодого человека может быть много Друзей, родных и даже любимый молодой человек или Девушка, но при этом он оиущает себя оторванным от людей и мира. И он, с одной стороны, глубоко страдает °т одиночества, с другой — всячески стремится к нему. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувст­вом ненужности. Молодой человек при этом то и дело -ЗДает сам себе вопрос: «Нужен ли я кому-нибудь сего-Дня, завтра, послезавтра?»

Можно предположить, что именно в период острого

Щущения одиночества происходит окончательное

Рмление внутреннего мира человека. Если открытие

1 13


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


внутреннего мира совершается в подростковом перио­де, то здесь происходят изучение своего внутреннего мира, оценка его богатства, обучение жизни в этом внутреннем мире, укрепление его настолько, чтобы на­ступила возможность впустить в него других людей без опасности его потерять.

Кроме того, конечно, на протекание юношеского кризиса влияют итоги развития в подростковом возрас­те. Схема Д. Марсиа, приведенная выше, позволяет по­нять, что кризис встречи со взрослостью будут пережи­вать лишь молодые люди, не достигшие в подростковом возрасте идентичности или находящиеся в статусе мо­ратория, т. е. продолжающие его находить, еще занятые поиском себя. Причем последние будут переживать этот кризис наиболее остро. И скорее всего именно им по­требуется психологическая поддержка, поскольку при­дется решать проблемы двух кризисов одновременно.

2.7. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ

Статистика свидетельствует, что количество обра­щений за психологической помощью, связанных с под­ростковым периодом, намного превышает количество обращений по поводу психологических проблем детей. Резко расширяется и диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотноше­ний конфликтного характера до опасности наркомании и алкоголизма и даже попыток самоубийства подростков, юношей и девушек.


Консультируя подростков, психолог или психотера­певт исходит, в числе прочего, из психологических нор­мативных задач развития. Важно учитывать противоре­чивость этих задач.

Центральное новообразование подросткового воз­раста — это самоопределение. Его главным признаком является потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена об­щества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое место и назначение в жизни). Пси­хологические проблемы,подростка связаны прежде все­го с самоопределением в сексуальной, интеллектуальной, личностной, эмоциональной и социальной сферах. Для этого возраста типичны поиск понимания в общении, постоянная готовность к контактам, потребность полу­чить «подтверждение» со стороны другого.

Соответственно проблемы подростков, просьбы по­мочь найти выход в какой-либо затруднительной ситуа­ции относятся чаще всего к сфере взаимоотношений — в группе сверстников, с лицами противоположного по­ла, с родителями, учителями. Частыми причинами об­ращений за психологической помощью являются также проблемы, касающиеся осознания собственной лично­сти и трудностей в учебе.

Сегодня многие родители уже знают, что различные

Рушения в развитии их детей вызваны ошибками в

спитании. Некоторые родители не уверены, правиль-

0 ли они воспитывают детей, и приходят к психологу

Для профилактики. При этом о существовании каких

то ни было серьезных проблем они не заявляют. Та-ооразом, уже на первой встрече часто становится


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


ясно, что не имеет смысла проводить занимающий много времени сбор анамнеза или другие диагностиче­ские обследования подростка. Вместо этого в большин­стве случаев бывает достаточно провести одну или не­сколько воспитательно-консультативных 5есед. При этом речь прежде всего идет о тех вопросах, которые возникают у родителей в связи с воспитанием подрост­ка. Иногда психолог дает некоторые практические ре­комендации (например, о планировании распорядка дня в семье), помогает организовать дополнительные занятия с ребенком в школе или рекомендует родите­лям записаться на специальные курсы для родителей.

Как правило, на первичный прием приглашается родитель, обратившийся в консультацию по телефону. Важными факторами успешного консультирования яв­ляется участие в нем обоих родителей (в случае полной семьи) и отношение к терапии самого подростка.

Когда родители приводят в консультацию детей до­школьного и младшего школьного возраста, они, как правило, полно отвечают на вопросы психолога, легко идут на контакт с ним. Подростки в ситуации консуль­тирования, инициатива которого исходит от их родите­лей, часто чувствуют себя «не у дел». Завязать с ними откровенный разговор трудно, достоверность выполне­ния ими психодиагностических процедур оставляет же­лать лучшего.

Тем не менее, если заинтересованность психолога подлинна, проявляется в тактичной, а не в принудитель­ной форме, старшеклассники редко отказываются от общения с психологом. Поскольку для молодого чело­века проблемы могут оставаться неосознаваемыми, не-

1 16


обходимо научиться видеть эти проблемы, чувствовать, понимать их.

В ряде случаев консультант должен обеспечить пси­хологическую поддержку, которая отсутствует или при­няла искаженные формы в реальных жизненных отно­шениях, принять на себя роль посредника, содейство­вать восстановлению нормальных связей с миром. В дальнейшем эта роль сводится на нет, передается близким людям, учителям, сверстникам, старшим това­рищам.

Консультант может выступать и в роли тренера, способствуя развитию навыков общения, приемов са­морегуляции, самопознания. В данном возрасте также актуальна профконсультация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: