Особенности структуры самосознания 8 страница

Я, кажется, понимаю, чего я хочу, когда...

Самое лучшее, что могло бы произойти в моей семье, это...

Самое лучшее, что могло бы произойти со мной, это...


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Труднее всего мне...

Когда я настаиваю на своем, люди...

Больше всего от других людей мне необходимы...
Если бы я мог изменить в себе что-то одно, я бы...
В людях мне больше всего нравится______

потому

что

Упражнение 2. «Волшебная лавка»

Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумы­вании, что бы им хотелось изменить. Упражнение по­зволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то но­вое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.

«Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохни­те и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите ок­ружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите. Какие запахи вы ощущаете? Что вы еще чувствуете. Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к како­му-то старому дому. Вам становится интересно, и вы


заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте себе, что я — продавец в этой лавке. Добро пожаловать! Здесь вы можете при­обрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности — все, что пожелаете. Но есть одно прави­ло: за каждое ваше желание вы должны отдать какое-ни­будь другое свое качество или свойство. Тот, кто поже­лает воспользоваться волшебной лавкой, может подой­ти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам вопрос: что ты отдашь за это? Он должен решить, что это будет. Обмен состоится только в *том случае, если кто-то из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, этот обмен покажется равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил».

Упражнение 3. «Старый я, новый я»

Материалы: крупные ли&ы бумаги или картона; подборка старых журналов; ножницы, клей, фломастеры.

Члены группы иллюстрируют изменения, произо­шедшие с ними в ходе тренинга, с помощью коллажей. Дна половина картона символизирует «мою прошлую ичность», другая — «нового меня». Картинки, симво-

и слова вырезаются из журналов и приклеиваются а ^Ртон. После того как коллажи закончены, каждый

астник демонстрирует свое произведение группе и Роводится обсуждение и анализ каждой работы.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Тренинг «Как быть с эмоциями»

Цель этого тренинга — расширение знаний о чувст­вах и эмоциях, развитие способности их безоценочного принятия, умения отреагировать эмоции, формирова­ние умения управлять выражением своих чувств и эмо­циональных реакций, повышение эмоциональной зре­лости в целом. Все эмоции просто существуют; они не могут быть хорошими или плохими. Хорошим или пло­хим может быть способ их выражения.

Задачи тренинга:

• знакомство с эмоциями;

• осознание проявления эмоций;

• поиск путей выражения эмоций в социально при­
емлемой форме.

Особенности работы на данном тренинге: 1. Работа требует от участников большей открыто­сти, так как эмоции непосредственно связаны с актуальными личными переживаниями. Следова­тельно, члены группы становятся более уязвимы­ми, что требует определенной зрелости, готовно­сти группы.

2. В данном блоке необходимы специальные уси­
лия консультанта по созданию и удержанию ат­
мосферы доверия и безопасности на занятиях.
Для его проведения может потребоваться предва­
рительная или дополнительная проработка агрес­
сии и напряженности как этап групповой работы.

3. «Психотерапевтический» подход и глубокое лич­
ностное погружение в эмоциональные проблемы
участников нежелательны. Рекомендуется ориен-


тация на обучающую, тренинговую, игровую формы, информационный подход, которые обес­печивают определенную абстрагированность уча­стников от своих проблем и некоторую защищен­ность рамками формы занятий и правил игры. В соответствии с задачами блок состоит из трех час-

тей.

1. ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ

На этом этапе происходит расширение словаря эмо­ций, соотнесение эмоций и ситуаций, в которых они проявляются, первичная ориентировка в собственном отношении к различным эмоциям, понимание связи эмоциональной сферы и тела, тренировка безоценочно­го принятия различных чувств и эмоций. Начинать за­нятия можно с вопроса: «Какое у вас настроение?» — это позволяет участникам настроиться на работу, обратить­ся к своим чувствам.

Упражнение!.

*На что похоже мое настроение»

Это упражнение в ег* различных вариантах может стать традиционной разминкой-ритуалом в начале за­нятий этого блока. Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выра­зить его в образной, символической форме. Упражне­ние выполняется в кругу, с мячиком, который участни­ки перебрасывают друг другу, по очереди отвечая сна­чала на один вопрос, потом — на следующий и т. д.

«Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сей­час ваШе настроение?»


№♦■-


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Варианты: «На какую погоду (музыку, цветок, жи­вотное и т. д.) похоже ваше настроение?»

Упражнение 2. «Имена чувств»

 

«Имена» | чувств 1 ' Места, где я обычно испытываю эти чувства
Г Дома На улице В школе j В новой компа­нии Среди друзей В других местах (где?)
  Обычно
[1. Злость Г          
12. Радость            
j 3. Уныние 1-----------            
|Ь____ |            
             
             
7....            
...            
Сегодня  
1. Скука         ----------- 1--------- 1  
2. Страх              
3. Восторг              
А....              
5....              
6....              
7....              
Г_______         _i    
                           

Каждый записывает столько «имен» чувств, сколько сможет. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а консультант в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других участников.

Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.

В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячей­ках проставляются крестики или оценка интенсивности чувства по 5—10-балльной шкале.

В первой части таблицы участники записывают чув­ства, которые для них обычны, те, которые они чаще всего испытывали в последнее время; во второй — чув­ства, которые участник испытывал сегодня.

Участникам предлагается выяснить, как окружаю­щие люди понимают наши чувства.

Если вам кажется, что ктогто из подростков не уве­рен в том, что обозначают никоторые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство.

В завершение этого упражнения можно задать груп­пе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каж­дый из вас, когда вы в последний раз писали контроль­ную работу? Что вы чувствовали, когда приближались каникулы? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали? Какое, по-вашему, самое непри-ое чувство? Какое чувство вам нравится больше дру-


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


гих? Какое из названных чувств знакомо вам лучше (ху­же) всего?»

Упражнение 2.

«О пользе и вреде эмоций»

Перед выполнением упражнения проводится обсуж­дение. Бывают ли бесполезные или стопроцентно вред­ные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие абсо­лютно никакого вреда?

Участники разбиваются на группы по 3—5 человек (желающие могут работать и парами, и в одиночку) и за­полняют таблицу:

 

Эмоция Ее польза Ее вред
Любовь    
Лень    
     

Если группа захочет продолжить работу, можно вы­брать любые другие чувства.

Упражнение 3. «Эмоции в моем теле»

Упражнение позволяет осознать связи эмоций с те­лесными переживаниями, особенности собственного переживания и выражения эмоций.

Необходимо подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела для каждого участни­ка и достаточное количество карандашей синего, крас­ного, желтого, черного цветов.


«Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам бу­дет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на ко­го-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? За­штрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где на­ходится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте чер­ным карандашом это место на своем рисунке.

(Аналогично предложите участникам обозначить си­ним карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым — радость.)

Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство вам было легче всего предста­вить и ощутить в теле? А какое — труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощуще­ния?»

Упражнение 4. *Линии»

Упражнение позволяет потренироваться в выраже­нии своих эмоций в символической, образной форме. Цяя его выполнения каждому участнику нужен лист бу­маги и карандаш.

Наряду с важностью обучения подростков языку оций — словам, обозначающим различные эмоцио-

ьные состояния, — важно предоставлять возмож-


1QO


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


ность для выработки другого «языка» — языка образов, символов, который на этих занятиях будет альтернати­вой разговору о чувствах, другим способом выражения чувств и переживаний.

«Сейчас мы попробуем передавать различные чувст­ва, не рисуя ничего конкретного — только лишь простые линии. Нарисуйте счастливые линии... грустные ли­нии... злые линии... усталые линии... тревожные линии».

2. РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Упражнение /. *Угадай настроение»

«За одну минуту нарисуйте свое настроение, не ри­суя ничего конкретного, — используйте только линии, формы, различные цвета... Теперь передайте свой рису­нок соседу справа... Посмотрите внимательно на рису­нок, который оказался у вас в руках. Попробуйте уга­дать, какое настроение изображено на нем».

ij '■

Упражнение 2. <,•*

«Попугай» и

Консультант произносит короткое предложение, на­пример «Я иду гулять». Один из участников произносит это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство, остальные отгадывают, что за чувство было задумано.

Упражнение 3. «Отгадай чувство»

«Разбейтесь в группы по три человека. Каждой груп­пе я дам карточку с изображением какого-то чувства.


Ваша задача — определить, что за чувство изображено на этой карточке, а потом нарисовать его так, как вам захочется. Это может быть рисунок ситуации или про­сто линии и формы. Потом придумайте сценку, посвя­щенную этому чувству. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас это чувство — на какой цвет, животное, цветок оно похоже. Через несколько минут, когда вы закончите свое обсуждение, вам надо будет представить вашу работу — рисунок, сценку и ассоциации — всей группе, чтобы остальные смогли отгадать, что это за

чувство».

t

Упражнение 4.,.,,. «Зеркало»

Один участник мимикой изображает соседу ка­кую-либо эмоцию. Тот, в свою очередь, передразнивает его как можно точнее и «передает» гримасу дальше по кругу. Упражнение заканчивается, когда гримаса воз­вращается к первому участнику. Таким же образом «пе­редаются» еще несколько эмоций.

«Как вы узнаете, что чувствует другой человек? Как на вашем лице отражаются ваши собственные эмоции? Какие мышцы при этом задействованы? Что вы чувст­вуете, когда видите мимическое изображение разных эмоций?»

Упражнение 5. «Скульптура чувств»

Группа делится на пары. Каждая пара договаривает­ся, кто будет «скульптором», а кто - «глиной». Каждый «скульптор» должен задумать какое-то чувство, записать

И. Малкина-Пых 1Q4


Глава 2

его на карточку, спрятать ее в карман и никому не по­казывать.

После того как название скульптуры загадано, «скульптор разминает глину»: делает «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуман­ную скульптуру.

Затем скульптор ставит статую в нужную позу, при­дает ее лицу нужное выражение и произносит заклина­ние: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требуется только одно: назвать себя, т. е. указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Получив от «скульптуры» ответ, «скульптор» достает карточку с сек­ретной записью. Если ответ совпадет с замыслом, «скульптура» отправится на выставку шедевров.

Постаментами служат стулья, а восхищенными зри­телями могут быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывают название, ав­тор шедевра получает звание «Лучший выразитель чувств».

Каждый участник должен получить возможность ис­пытать себя как в роли «скульптора», так и в роли «глины».

. ки

Упражнение 6. «Маски»

Из плотной бумаги вырезаются заготовки для ма­сок — овал лица с прорезью для глаз. Участники разри­совывают маски так, чтобы получилось загаданное чув­ство (варианты: самое любимое чувство, самое неприят­ное и т. п.). Когда маски готовы, можно предложить авторам походить в них, попробовать озвучить маски, повзаимодействовать с другими «масками».

1Q4


Кризисы подросткового возраста

Вариант этого упражнения можно провести с ис­пользованием театрального грима. В этом случае реко­мендуется сделать это упражнение основным содержа­нием занятия, так как работа с гримом требует много времени.

Упражнение 7. «Цветок чувств»

Упражнение хорошо подходит для окончания заня­тия в этом разделе тренинга.

«Сегодня мы анализировали много разных чувств. Вспомните, какие чувства вы испытали на занятии. (Участникам предлагаются вырезанные из бумаги разно­цветные лепестки.) Выберите лепестки такого цвета, ко­торый для вас связан с чувствами, которые вы испыты­вали сегодня, и напишите на них названия этих чувств».

Затем каждый называет свои чувства и кладет лепе­сток в центр круга. Таким образом получается «цветок чувств» всей группы.

3. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ

В этой части тренинга делается акцент на проработ­ке отдельных эмоций и поиске способов их приемлемо­го выражения. Внимание уделяется также умению чув­ствовать интенсивность эмоциональных проявлений — например, злость может быть легким недовольством или сильным гневом.

ОБИДА

7*

пражнения направлены на закрепление навыков еренного поведения, обучение тому, как справляться


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


с обидой, формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи, создание позитивного эмо­ционального фона в группе., ■>,

Упражнение 1. «Детские обиды»

«Вспомните случай из детства, когда вы почувство­вали сильную обиду. Вспомните свои тогдашние пере­живания и нарисуйте либо опишите их в любой — кон­кретной или абстрактной — манере. Нарисуйте или опишите, как вы сейчас относитесь к этой обиде?»

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки или зачитывают описания вос­приятия детской обиды «тогда» и «сейчас».

Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т. д.

Упражнение 2. «Обиженный человек»

«Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда...» Нарисуйте выражение лица обиженного человека. По­думайте и запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные и не уверенные в себе люди».

Упражнение 3. «Копилка обид»

Каждому из участников предлагается нарисовать «копилку» и поместить в нее символическое изображе­ние или описание всех обид, которые они пережили до сегодняшнего дня. Проводится обсуждение: что делать с этой копилкой.


Консультант говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых пло­хих привычек. Все решают, что можно сделать с копил­кой. Консультант поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно сделать это.

После этого проводится обсуждение — что делать с «текущими» обидами? Как относиться в дальнейшем к обидчику? Как прощать обиды?

Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записы­вать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.

Упражнение 4.

«Куда уходит злость»

«Каждому из нас не все нравится в обстановке, в людях, в самом себе... Подумайте о том, что вас трево­жит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство консультантом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь, что вам здесь и сейчас досаждает больше всего.

ка И

федставьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои ПретензИИ. По кругу делайте соседу справа любые критические замечания. Это — иг-таК ЧТ° ВСе принимают условность происходящего и СТР°ГО не будут. Реагировать ответными репли-ска3 а 3аМСЧания не Разрешается. Таким образом, вы-гвания будут односторонними и не перерастут в юры и настоящую ругань. Пожалуйста. Кто готов на-


 




Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


чать? Постарайтесь по возможности выразить все, что накипело.

А сейчас вообразим себе такую картину: все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы па­ра, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: