Влияние эмпатии на эффективность социально-педагогического взаимодействия

 

В своих работах В. Г. Крысько отмечает, что эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. В основе этого процесса лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации. Последняя в свою очередь является результатом действия более фундаментальной особенности человека – способности сравнивать себя, свою личность, поведение, состояние с другими людьми [23, с. 87].

Как феномен межличностного контакта эмпатия непосредственно регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.

Выраженность эмпатии и ее форма зависят от природных особенностей личности, например, таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта.

При анализе эмпатии западные психологи особо подчеркивают два момента:

1) Положительное отношение к другому, означает признание личности этого человека в его целостности. Вместе с тем подобное отношение не исключает негативной реакции субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент.

2) Испытывая эмпатию по отношению к другому, субъект может оставаться эмоционально нейтральным: жить некоторое время как бы в мире переживаний и чувств другогоне формулируя ни позитивных, ни негативных суждений о нем.

Чем теснее связи между людьми, тем большая эмпатия возможна между ними [23].

Особая роль в процессе познания социальным педагогом личности клиентов принадлежит эмпатии. Значение способности к сопереживанию не ограничивается лишь повышением адекватности познания социальным педагогом личности клиентов. От развитости эмпатийной способности зависит и установление эффективных, положительных взаимоотношений с клиентами, продуктивное педагогическое общение, причем обусловленность здесь двойная. С одной стороны более глубокое и адекватное отражение личности клиентов через эмпатию как механизм межличностного познания ведет к более обоснованному принятию социально-педагогических решения, к повышению продуктивности социально-педагогической деятельности. С другой стороны, сам процесс сопереживания, проявления эмпатии педагогом, находя эмоциональный отклик у клиента, будучи оцененным им, ведет к установлению положительных отношений между социальным педагогом и клиентом. А это в свою очередь также способствует повышению продуктивности социально-педагогической деятельности и общения.

В работе с подростками с отклоняющимся поведением проявление эмпатии имеет особое значение, так как сопереживание для многих из них является неудовлетворенной, дефицитной ценностью неврозов [43, с. 168].

Так, согласно данным одного их исследований, проведенного у нас в Украине, 92,2% подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, имели недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии психологической изоляции в своих учебных коллективах. По данным Л. М. Зюбина, 35% подростков-правонарушителей проживают в семьях, для которых характерны нездоровые отношения между родителями и детьми, а также наличие асоциальных установок в семье. В исследования Л. М. Зюбина, а также некоторых других авторов показано что в последние годы влияние фактора неблагополучности семьи на поведение подростка еще более возросло. Р. Хичкоком экспериментально установлено, что физическое насилие, ставшее жизненным стилем личности, обычно сопряжено с недостатком эмпатии у данной личности. А причины, обусловливающие такое поведение, уходят корнями в детство. Дополняют и расширяют это положение данные, полученные американскими психологами А. Вэлш, А. Байер и другими. Исследовав 256 подростков с делинквентным поведением, они установили, что большинство из них испытывало в той или иной мере эмоциональную изоляцию, недостаток родительской любви и заботы.

Акцентируя внимание на особой важности проявления эмпатии по отношению к подросткам с отклоняющимся поведением, к сожалению, приходиться констатировать, что дефицит сопереживаний они испытывают как со стороны близких, сверстников, так и со стороны педагогов. Более того в некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка, прямо приводит к дидактогениям – вызванным нарушениями педагогического такта со стороны педагога, негативным психическим состоянием клиентов, отрицательно сказывающимся на деятельности в межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов [43, с. 169].

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и является ключевым фактором успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании. Таким образом, эмпатия рассматривается как профессионально важное качество социального педагога.

Способность сопереживать, сочувствовать, импонировать детям является наиважнейшей составляющие личности социального педагога. Отождествляя эмпатию с любовью, он подчеркивает, что педагогом может быть только тот, кто любит детей. Тогда легко, просто и очень продуктивно работать, так как любовь все видит, все понимает, всегда надеется, никогда не отчаивается. К. Роджерс наряду с открытостью и принятием называет эмпатию педагога необходимым условием гуманизации обучения.

Эмпатическое понимание – есть видение учителем внутреннего мира каждого ученика глазами самого ребенка [45, с. 95]. Агавелян O. K. рассматривает эмпатию как фактор готовности к профессиональной педагогической деятельности. Психологическая готовность личности к педагогической деятельности характеризуется высоким уровнем когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии, где «субъект субъектное» отношение строится на взаимопонимании и содействии. Недостаточный учет этих требований при приеме в вуз, при обучении молодых специалистов, то есть отсутствие процесса отбора, а затем формирования высоких уровней эмпатииного отношения является причиной дезадаптации специалистов.

Таким образом, для полной реализации своих профессиональных задач в социально-педагогической деятельности, социальный педагог должен обладать эмпатийной личностью.

Эмпатийной личностью можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружаюших, у него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления [11].

Эмпатийная личность отличается высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо ориентируется в том, что есть верно, и что есть должно во взаимодействии с другими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к эмпатии значимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.

Для выявления и повышения уровня эмпатии в социально-педагогической деятельности следует помнить о методическом репертуаре, который традиционно используется для изучения эмпатии, который включает следующие методы:

1) самоотчеты субъектов эмпатии о собственном опыте переживаний, полученном в эмпатогенной ситуации;

2) методы фиксирования выражения лица субъекта эмпатии, находящегося в эмпатогенной ситуации или воспринимающего объекта эмпатии;

3) физиологические индикаторы состояния субъекта эмпатии, находящегося в эмпатогенной ситуации или воспринимающего объекта эмпатии (например, изменение кожно-гальванической реакции или учащения сердцебиения);

4) опознание субъектом эмпатии эмоций объекта эмпатии по фотографиям;

5) вербальные тесты;

6) экспертная оценка особенностей эмпатии у субъекта эмпатии.

Наиболее распространенными являются методы опознания субъектом эмпатии эмоций объекта эмпатии по фотографиям и вербальные тесты. Например, для определения уровня выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого применяется опросник, разработанныйА. Меграбяном и Н. Эпштейном. Его оригинальный вариант и модификации широко используются как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях [41].

Для определения когнитивной компоненты эмпатии можно использовать методы, направленные на определение способности к опознанию субъектом эмпатии эмоций объекта эмпатии по фотографиям. Примерами таких методик могут служить тест опознания эмоциональных состояний по выражению лица разработанный П. Экманом и Г. Остером, и методика диагностики уровня развития способности к адекватному пониманию невербального поведения В.А. Лабунской [26].

Названные методы содержат:

1) фотографии, отражающие базовые, легко читаемые эмоциональные состояния, в которых заложены эмпатогенный потенциал, и которым испытуемый мог бы сопереживать в повседневной жизни;

2) в них представлен алгоритм интерпретации получаемых от испытуемого ответов.

Определение уровня выраженности поведенческой компоненты, проявляющей себя в способности к выбору способов взаимодействия, облегчающих страдания другого и носящих альтруистический характер, может быть осуществлено с помощью метода экспертных оценок или метода включенного наблюдения за поведением субъекта эмпатии.

Можно сделать вывод, в что процессе социально-педагогического взаимодействия эмпатия имеет большое значение. В своей деятельности социальный педагог должен осуществить множество функций, в реализации которых обязательным качеством личности должна являться эмпатия.

При осуществлении диагностической функции, социальный педагог должен поставить «социальный диагноз», выявить личностные особенности клиента, позитивное и негативное влияние на нее, установление причин отклоняющегося поведения, если таковые имеются. Для повышения эффективности выполнения этой функции социальный педагог должен обладать эмпатией для установления личного контакта с клиентом и его референтной группой при получении более точной и правдивой информации так это же справедливо и в реализации организационной функции, но существуют отличия.

В прогностической функции эмпатия способствует более точному прогнозированию развития социально-педагогической проблемы и путей ее решения. Эмпатия позволяет социальному педагогу прочувствовать проблему, поставить себя на место клиента и выбрать более подходящее решение возникшей проблемы.

При реализации социальным педагогом коррекционной работы, эмпатия позволяет усилить позитивное влияние всех социальных институтов, влияющих на клиента и нейтрализовать негативные. Так и при осуществлении реабилитационной работы социальный педагог обладающий эмпатией, сможет качественно организовать систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков, так как эмпатия позволит ему ближе узнать клиента и его особенности, установить более тесные и доверительные отношения.

Когда социальный педагог осуществляет посредническую функцию, эмпатия в сочетании коммуникативных способностей позволяет осуществлению связеймежду ребенком и семьей, образовательным учреждением и его ближайшим окружением ребенка.

При осуществлении социально-педагогической и психотерапевтической функций социальный педагог должен заботиться о психическом и душевном состоянии клиента, следовать кодексу социального педагога, где главным требованием выступает «Не навреди…». Если человек не обладает должным уровнем развития эмпатии, он не сможет установить те отношения, которые необходимы ему для реализации этих важных функций.

Можно сделать вывод что эмпатия позволяет установить более благоприятные условия и доверительные отношения для работы с клиентом. Вследствие этого повышение результативности деятельности социального педагога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: