Выводы ко второму разделу

Во втором разделе были проанализированы подходы к рассмотрению эмпатии в различных науках. Выявлено, что ученые, занимающиеся исследованием понятия «эмпатии» определяют ее как процесс вчувствования, вхождения в ситуацию другого человека, понимания и сочувствия. В процессе своих исследований они рассмотрели все составляющие категории «эмпатии» и сделали подробное их описание.

Были выделены компоненты и уровни эмпатии, ее формы, и виды эмпатии: эмоциональный, когнитивный, предиктивный. Отмечено чем теснее связи между людьми, тем большая эмпатия возможна между ними.

Определено, что роль эмпатии в социально-педагогическом взаимодействии имеет большое значение.

Эмпатия увеличивает способность социального педагога убеждать клиентов, что очень важно в его деятельности. Она обогащает собственный эмоциональный опыт социального педагога. Богатый эмоциональный опыт социального педагога обеспечивает более эффективную работу специалиста с клиентом.

А также эмпатия помогает преодолеть психологическую защиту клиента, что позволяет социальному педагогу установить доверительные отношения, не затрачивая при этом большого количества времени.

При этом важно отметить, что выраженность эмпатии и ее форма зависят от природных особенностей личности, например таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта.

 

ВЫВОДЫ

 

В ходе научно-исследовательской работы, посвященной роли эмпатии в социально-педагогическом взаимодействии, была реализована цель исследования и решены поставленные задачи. Полученные результаты дали возможность сделать следующие выводы:

1. Проанализирована история исследования проблем «социально-педагогического взаимодействия» в трудах отечественных и зарубежных ученых. На основе анализа педагогической и психологической литературы можно сделать вывод, что социально-педагогическое взаимодействие – это личностный контакт социального педагога и клиента, частный или публичный, длительный или кратковременный, имеющий следствием взаимные отношения их поведения, деятельности, отношений, установок. Социально-педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путем её достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную или целенаправленную деятельность других её участников.

2. Исследованы составляющие понятия социально-педагогического взаимодействия. В науке принято различать 3 основные формы взаимодействия – кооперацию, конкуренцию и конфликт. Взаимодействие делится на групповое и межличностное. Отличительная черта социального-педагогического взаимодействия, которая отличает его от действия – это обмен. Выделяют несколько стилей социально-педагогического взаимодействия, таких как: либеральный, демократический, авторитарный, исполнительный, инициативный, агрессивный, отчужденный, альтруистический, манипулятивный, миссионерский и внимательный.

3. Рассмотрены категории взаимодействия в социально-педагогической работе. Выявлено, что регуляторами взаимодействия людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения. Благоприятному развитию взаимоотношений способствует совместимость установок партнеров. Доказано, что основными факторами эффективного социально-педагогического взаимодействия являются: идентификация, эмпатия, аттракция и рефлексия. Можно выделить 3 этапа социально-педагогического взаимодействия: начальный, средний и заключительный.

4. Была проанализирована структура и компоненты эмпатии, выявлены факторы и причины, влияющие на развитие эмпатии. В структуре эмпатии выделяют 3 канала: рациональный, эмоциональный и интуитивный. Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. Так же выделяют различия в эмпатийности между экстеровертами и интеровертами. Развитие эмпатии зависит от возрастных и половых особенностей. Доказано, чточем старше ребенок, тем ярче у него проявляется эмпатия, и что женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины.

5. Было определено влияние эмпатии на социально – педагогическую деятельность. Доказано что выраженность эмпатии и ее форма зависят от природных особенностей личности, например таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта. Чем теснее связи между людьми, тем большая эмпатия возможна между ними. Можно сделать вывод, что в процессе социально-педагогического взаимодействия роль эмпатии велика. В своей деятельности социальный педагог должен осуществить множество функций, в которых обязательным качеством личности должна являться эмпатия.

Результаты осуществленной теоретической работы дают основания утверждать, что цель исследования достигнута и задачи реализованы. При этом необходимо дальнейшее изучение эмпатии в социально-педагогическом взаимодействии с целью улучшения эффективности деятельности социального педагога, путем изучения отечественного и зарубежного опыта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: