Социальные процессы в информационном обществе»

Оглавление

 

1. 1.Введение

2. Основная часть

2.1. «Социальные процессы в информационном обществе»

2.2. «Этнические процессы в информационном обществе»

2.3. «Информационное общество»

3. Заключение

4. Список используемой литературы

 

Введение

В своей курсовой работе я ставлю перед собой такие цели, как:

1) Рассмотрение социальных процессов в информационном обществе;

2) Рассмотрение этнических процессов в информационном обществе;

3) Понять, что является информационным обществом.

Чтобы их достигнуть, необходимо понять, что есть социальные и этнические процессы.

Итак, информационное общество – это общество, в котором большинство рабочих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации. Социальный процесс – это серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества.

Этнические процессы – это процессы, приводящие к изменению этнических общностей. Этническая общность – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народом, нацией.Этническими называются процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов материальной и духовной культуры, языка, социальной структуры, самосознания.

 

 

2. Основная часть:

Социальные процессы в информационном обществе»

Новый, еще не завершившийся этап развития социальной структуры общества индустриальных стран начался в большинстве из них на рубеже 70-80-х годов.

Важнейшим фактором перемен было ускорение темпов научно-технического прогресса (НТП). Благодаря НТП постоянно обновлялся ассортимент выпускаемой продукции, появлялись товары с новыми потребительскими свойствами, что стимулировало потребительский спрос. Неуклонно повышалась производительность труда, без привлечения дополнительной рабочей сил увеличивался объем производства.

Благодаря развитию транспорта стала рациональной децентрализация производства, что позволило приблизить отдельные его звенья к источникам сырья, либо к промышленным центрам с развитой инфраструктурой, или же к потребителю.

Возрастающее значение приобрела деятельность, связанная с обработкой информации, созданием новых знаний. Прогнозирование спроса в сочетании с компьютеризированными системами связи между производителем и потребителем обеспечили возможность выпуска продукции только по конкретным заказам, что уменьшило опасность кризисов производства. Единственный метод получения полной отдачи от работника информационной сферы – создание для него положительных стимулов, моральных и материальных (таких, как участие в прибылях, в самоуправлении на предприятии, право выбирать гибкий график работы и отдыха, и т.п.).

Главным итогом перемен, связанных с формированием информационного общества, стало изменение состава среднего класса. Его ядром стали профессионалы, высококвалифицированные специалисты, занятые главным образом интеллектуальной деятельностью. При этом, значительную их часть составляли женщины. Рост значения сферы обслуживания, появление новых профессий, связанных с использованием компьютерной техники и не требующих тяжкого физического труда, содействовали вовлечению женщин в производственную деятельность.

Характер интересов, образ жизни ставшего более состоятельным и образованным среднего класса изменился. Те, кто обладал достаточным для этого доходом, стремились переехать из слишком шумных и загазованных городских кварталов в пригороды, в итоге перестало расти население центральных районов крупных промышленных городов-гигантов.

Наряду с изменением облика среднего класса переход к информационному обществу определил возникновение новых маргинальных слоев, которые качественно отличаются от прежних. К традиционным маргиналам, прежде всего, относились неспособные и нежелающие систематически работать, живущие случайными заработками, воровством, попрошайничеством люмпен-пролетарии. Их ряды пополнялись за счет разорившихся мелких буржуа, спившихся и утративших квалификацию рабочих.

В современном понимании маргинал не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становится любое лицо, способное к производительному труду, но не нашедшее возможности реализовать себя в полной мере, оказывающееся вне социальных связей и отношений.

Прежде всего, с проблемой маргинализации (процесс утраты людьми признаков социального слоя) сталкиваются многие лица пенсионного возраста. Будучи, как правило, достаточно обеспеченными людьми, с увеличением средней продолжительности жизни, благодаря улучшению медицинского обслуживания они сохраняют способность трудиться. Однако общество ограничивает или исключает для них возможности трудовой деятельности. А с ее прекращением рвется значительная часть социальных связей, люди выпадают из привычной для них среды и ритма работы. Для них возникает проблема новой социализации в изменившихся условиях жизни.

Другая часть новых маргиналов — жертвы структурных изменений в экономике, исчезновения целых отраслей и профессий, чей труд стал выполняться роботами и автоматами. Не все и не всегда могут заново адаптироваться к новой экономической реальности. Еще в 80-е годы, когда возросли темпы технологического переоснащения производства, как одна из самых острых воспринималась проблема «лишних» людей, не имеющих достаточных знаний, чтобы найти себе место в информационном обществе. С точки зрения уровня жизни они защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяет утраченных социальных связей. Общество долгое время считало главным материальное обеспечение людей, принадлежащих к этой группе. Вопрос повышения их социального статуса, роли в общественной жизни никем и никогда всерьез не рассматривался.

Специфической формой маргинализации в информационную эру стала региональная, затрагивающая интересы и материальное благосостояние жителей отдельных районов.

В современных условиях внутри большинства государств выделяются территории с различными экономическими укладами, соответствующим им образом жизни: информационным, индустриальным, аграрным, а также находящиеся, по разным причинам, в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какие из укладов являются преобладающими. В то же время, когда в отдельных регионах одного и того же государства уклады сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие социальные последствия.

Там, где концентрируются отрасли, становящиеся неперспективными в информационную эру, закрываются предприятия, возникают зоны экономического и, соответственно социального упадка. Положение в этих регионах характеризуется более высоким по сравнению с общенациональными показателями уровнем безработицы, спадом деловой активности, оттоком высококвалифицированной рабочей силы в более процветающие районы. Это приводит к понижению уровня жизни в регионе, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Соответственно, сокращаются возможности решения социальных проблем, оказания поддержки малоимущим слоям населения, идет падение качества образования и здравоохранения.

Развитые страны наглядно продемонстрировали, что демократические принципы подхода к возникающим проблемам, при достаточных материальных ресурсах и готовности использовать их для достижения социального мира, и политической стабильности, обеспечивают решение основных проблем общественного развития, в том числе и в периоды модернизаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: