Порядок выполнения работы. 1. Ознакомиться с устройством генератора

1. Ознакомиться с устройством генератора. Записать паспортные данные исследуемого генератора.

2. С помощью лампы и источника тока отыскать на клеммном щитке генератора клеммы якорной цепи, парал­лельной и последовательной обмоток возбуждения.

3. Собрать цепь согласно рис. 1. При выборе амперметров следует учесть, что ток в параллельной обмотке воз­буждения не превышает 1А, а ток в цепи нагрузки будет достигать номинального значения, указанного в паспорте генератора.

4. Пустить в ход первичный двигатель, возбудить генератор и, не включая нагрузки, снять характеристику холос­того хода. Первую точку рекомендуется

снять при отключенной параллельной обмотке, т. е. при Iвозб. = 0.

Результаты записать в таблицу 1.

Таблица 1

Iвозб., mA            
Е, В            

По данным таблицы 1 построить характеристику холостого хода генератора: Е = f (Iвозб.).

5. Снять внешние характеристики генератора в трех случаях:

а) при отключении последовательной обмотки возбуждения (провод от Д 2 с клеммы С 1 перенести на С 2);

б) при согласном включении обоих обмоток возбуждения (названный провод с С2 вернуть на С1);

в) при встречном включении обмоток возбуждения (поменять провода на клеммах С1 и С2).
Нагрузка генератора в опытах регулируется числом включенных ламп.

В опытах рекомендуется при выключенной нагрузке (I н = 0) отрегулировать номинальное напряжение. Результаты записать в таблицу 2.

6. По данным таблицы 2 построить в одних осях координат внешние характеристики генератора U = f (Iн) сравнить их.

Таблица 2

№ опытов Согласное включение обмоток обмоток Последовательная обмотка отключена Встречное включение обмоток
Iн U, В Iн U, В Iн U, В
             
             
             
             
             

 

 

Содержание отчета

1. Название и цель работы, формулы с пояснениями.

2. Электрическая схема опытной установки.

3. Таблицы с опытными данными.

4. Графики характеристик холостого хода и внешних.

5. Анализ результатов исследований.

 

Контрольные вопросы.

1. Какое отличие имеется у внешних характеристик генератора параллельного и смешанного возбуждения?

2. Каким образом можно возбудить генератор, если индуктор будет полностью размагничен?

3. Какие переключения можно сделать в цепи генератора смешанного возбуждения, если в результате замены пер­вичного двигателя направление вращения якоря изменится на обратное?

4. Какова роль коллектора в генераторе постоянного тока?

Литература

1. Касаткин А.С. Электротехника. М., Энергия, 1974. Стр. 439-462.

2. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника. М.,Высшая школа, 2000.

3. Яцкевич В. В. Электротехника. Минск, Ураджай, 1981.Стр. 139-150.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 18

ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

Цель работы

Изучить устройство и схему включение двигателя постоянного тока параллельного возбуждения. Научиться пус­кать двигатель в ход и регулировать скорость вращения. Провести опыты и построить рабочие характеристики дви­гателя.

Общие сведения

Работа двигателя постоянного тока основана на взаимодействии тока, протекающего по обмотке якоря, с магнит­ным полем индуктора. Ток в якорную обмотку из сети поступает через щетки и коллектор. Магнитное поле в двига­теле создается при помощи обмотки возбуждения, расположенной на полюсах индуктора. У двигателя параллельного возбуждения эта обмотка включается параллельно якорной обмотке..

Частота вращения якоря двигателя постоянного тока зависит от приложенного напряжения U, тока якоря I я и его сопротивления Rя, а также от магнитного потока Ф и конструктивной постоянной СЕ:

п = (U – Iя Rя ) / СЕФ, (мин -1). (1)

Напряжение в сети обычно сохраняется постоянным и только при необходимости регулирования п в широком диапазоне применяют систему генератор - двигатель (Г-Д). Чаше частоту вращения якоря двигателя параллельного возбуждения регулируют изменением Ф или Iя. С этой целью в цепь обмотки возбуждения включают регулировоч­ный реостат Rвозб (рис.1), при помощи которого можно изменять величину тока возбуждения Iвозб и магнитный поток Ф. Ток якоря можно регулировать введением реостата в цепь якоря, но при этом потери энергии, выделяемой в реостате пропорционально Iя 2Rp, будут значительно больше, чем при регулировании п током возбужде­ния.

Из формулы (1) видно, что Iвозб и Ф двигателя параллельного возбуждения не зависит от тока якоря. При по­стоянном Ф изменение будет обусловлено

только изменением падения напряжения в якорной цепи, обладающей небольшим сопротивлением Rя. Поэтому при увеличении нагрузки на валу и соответствующем нарастании тока якоря частота вращения снижается незначительно, т. е. данный двигатель обладает жесткой механической характеристикой.

Ток якоря при работе двигателя равен отношению

Iя = (U – Е) / Rя, (2)

где Е – противо - э. д. с. двигателя.

В момент пуска, когда якорь двигателя еще не вращается, э.д.с. его равна нулю. В это время по якорю протека­ет наибольший, так называемый пусковой ток, который согласно уравнению (2) равен

Iпуск = U / (Rя + Rnvcк ), (3)

где Rnvcк - сопротивление пускового реостата, включаемого на время пуска последовательно с якорем (рис.1).

Вращающий момент двигателя постоянного тока пропорционален току якоря и магнитному потоку:

М = См Iя Ф, (4)

где См - коэффициент, зависящий от количества полюсов и параметров якорной обмотки.

Для ускорения процесса пуска двигателя необходимо увеличить его крутящий момент путем увеличения магнит­ного потока. С этой целью перед пуском двигателя сопротивление регулировочного реостата уменьшают до нуля. В этом случае ток возбуждения ограничивается только сопротивлением самой обмотки возбуждения.

Момент сопротивления на валу при испытании двигателя в данной работе создается при помощи тормозного уст­ройства в виде генератора постоянного тока. Момент на валу машины определяется по мощности генератора

P2 ≈ 1,1 · UГ ·IГ ; (Вт) (5)

М = 9,55 P2 / п2 , (Нм) (6)

Мощность, потребляемая двигателем из сети, вычисляется как произведение Р1 = Uс I (Вт).(7)

Коэффициент полезного действия двигателя

η = Р2: Р1 . (8)

Механические свойства двигателя характеризуются так называемым процентным изменением частоты вращения

∆n = 100% (по – п) / по, (9)

где по - частота вращения якоря при холостом ходе,

п - частота вращения якоря при нагрузке двигателя.

Как уже упоминалось выше, двигатель параллельного возбуждения имеет жесткую механическую характеристику, и, следовательно, в отличие от других типов двигателей постоянного тока работает с небольшим процентным измене­нием частоты вращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: