Неконсервативные подходы

Они предполагали некоторое сближение регулирующей и классической моделей. Так, государство должно было ограничить свое вмешательство в экономику социальными программами, участием в ключевых направлениях монетарной политики. Цели финансовой политики государства предполагали многовекторность, их стало больше, а структура становилась сложнее. В числе наиболее явных отличий неконсервативного подхода от регулирующего — либерализация политики государства в части сбора налогов. Рассматриваемый метод управления экономикой предполагает, что власти будут стараться уменьшать платежное бремя граждан и бизнесов.

Рассмотренные нами типы финансовой политики государства предполагают функционирование экономики по рыночным принципам.

Плановый подход

В свою очередь, плановый подход характеризуется директивным управлением хозяйственных процессов — в противоположность тем, что характерны для коммерческих правоотношений.

Как правило, необходимость планового экономического развития обосновывается идеологически. По крайней мере, существовавшие когда-либо экономики соответствующего типа (СССР, стран Варшавского договора), а также до сих пор функционирующие (Кубы, Северной Кореи) базировались на концепциях социализма, во многом несхожих с основами капиталистических подходов к управлению хозяйственной системой.

Главная цель финансовой политики государства в данном случае — сосредоточение ключевых экономических ресурсов и последующее их распределение в соответствии с плановыми критериями. Внедрение планового подхода может сопровождаться необходимостью ликвидации прежних финансовых институтов, функционирующих по рыночным принципам. Это также предопределяет потребность государства в формировании соответствующих учреждений, реализующих национализацию активов, а также в издании правовых актов, легитимизирующих подобные активности.

Содержание активностей органов власти предполагает решение задач, связанных, прежде всего, с безопасностью: формирование и поддержка вооруженных сил, внутренних правоохранительных структур. Другое значимое направление деятельности государства при плановой финансовой политике — поддержание в достаточной мере высокого уровня жизни населения. На примере экономики СССР ее можно проследить в достижении высокого уровня социальной защищенности граждан, обеспечении достаточной покупательной способности зарплат, снижении безработицы.

Можно отметить, что экономику Китая современные эксперты характеризуют как среду, в которой сформировалось совершенно уникальное сочетание рыночных и плановых подходов к развитию хозяйственных коммуникаций.

Специфика рыночных процессов в разных отраслях экономики может существенно различаться. Так, что касается нефтегазовой сферы, энергетики — соответствующие отрасли хозяйства, если рассматривать российскую экономическую систему, являются ключевыми и характеризуются стратегической значимостью. Поэтому степень вовлечения в коммерческие процессы государства в них, вероятно, будет относительно выше, чем в случае, например, с розничной торговлей.

На практике положение дел складывается именно так: ведущие нефтегазовые и энергетические компании РФ находятся в собственности государства, крупнейшие ритейлеры (розничная торговля) — частные фирмы.

Кейнсианская модель использует в случае управления финансами от нефтегазовой и энергетической отрасли. Розничная торговля будет регулироваться на основе неоконсервативной модели (на уровне налогового регулирования).Бюджетно-финансовая политика государства, будет базироваться преимущественно на плановых методах.

 

Физическая культура и спорт в равной степени, как и здравоохранение, образование, культура, - важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, и в силу этого обстоятельства государство должно в значительной степени взять на себя функцию по обеспечению общества и каждого его члена этими стратегическими ресурсами их развития. Мировая практика полностью подтверждает важность и объективную необходимость серьезной государственной поддержки развития физической культуры и спорта как высокоэффективного средства преодоления негативных тенденций рыночной экономики.

Государственная поддержка физической культуры и спорта осуществляется через:

§ прямое и достаточное финансирование физической культуры и спорта из бюджетов всех уровней на основе соответствующих финансовых и социальных норм и нормативов;

§ предоставление различных льгот и преференций для организаций, учреждений и предприятий сферы, направляющих финансовые средства на развитие физической культуры и спорта (прежде всего, от игорного бизнеса, тотализаторов и лотерей);

§ выделение льготных (беспроцентных) кредитов и целевых инвестиций в развитие физической культуры и спорта;

§ ускоренная амортизация спортивного имущества и др.

На современном этапе развития экономики одной из актуальнейших становится проблема повышения эффективности использования трудовых, материальных и денежных средств. В этих условиях совершенствование финансового планирования и усиление контроля над правильностью использования финансовых средств, особенно бюджетных, является одной из первоочередных задач экономики физкультуры и спорта.

 

Если качественный рост материального производства в условиях рыночной экономики имеет в своей основе саморазвитие и стимулируется получением прибыли, то совершенствование социальной сферы, социальная защита населения и обеспечение благоприятной окружающей среды все больше зависят от государственных источников финансирования.

Физическая культура и спорт отличаются от таких отраслей социальной сферы, как здравоохранение и образование, тем, что государством не гарантируется предоставление их услуг всему населению на бесплатной основе.

 

Недовольство существующей практикой финансирования спорта не раз выражаюсь руководством отрасли: «Финансирование спорта осуществляется по остаточному принципу. Я понимаю, что это происходит от скудости бюджета. Но наши золотовалютные запасы достигли уровня, рекордного за всю историю страны. Так давайте же, наконец, отказываться от принципа раздачи как в бедной многодетной семье: отцу побольше, а остальным - что останется»Фетисов В. Я хочу жить в стране красивых людей // ФельдПочта. 2004. № 20.

Конституция РФ в п. 1 ст. 72 относит физическую культуру и спорт к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов с достаточно общей формулировкой, не дающей четкого представления о разделении полномочий и финансовых источников, обеспечивающих реализацию этих полномочий: «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся... общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта».

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона о спорте к расходным обязательствам Российской Федерации относятся:

§ материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение основного и резервного составов спортивных сборных команд Российской Федерации, а также участие в их подготовке к международным спортивным соревнованиям, Олимпийским играм и обеспечение их участия в таких соревнованиях;

§ обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации спортсменов-инвалидов, в том числе финансирование их подготовки к всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям, Паралимпийским, Сурдлимпийским играм, Всемирным специальным олимпийским играм и участия в таких соревнованиях;

§ организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;

§ участие в организации межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных мероприятий;

§ осуществление мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним членами спортивных сборных команд Российской Федерации;

§ обеспечение деятельности федерального центра спортивной подготовки, научных учреждений, научных организаций в области физической культуры и спорта;

§ обеспечение проведения научных исследований федерального значения в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий;

§ осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

§ обеспечение подготовки граждан допризывного и призывного возрастов по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

§ реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе строительство и реконструкция объектов спорта;

Финансовое обеспечение расходов на материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, научно-методическое и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд предусмотрены за счет бюджетных ассигнований, утвержденных Минспорту России на эти цели в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Финансовое обеспечение расходов на проведение физкультурных и спортивных мероприятий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Министерству на эти цели в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение физкультурных и спортивных мероприятий осуществляется исходя из приоритетных направлений развития физической культуры и спорта в соответствующем году.

Порядок регламентирует финансовое обеспечение следующих физкультурных и спортивных мероприятий:

а) межрегиональных, всероссийских, международных физкультурных мероприятий;

б) всероссийских спортивных соревнований;

в) международных спортивных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации;

г) международных спортивных соревнований, проводимых за пределами территории Российской Федерации;

д) учебно-тренировочных мероприятий с участием спортивных сборных команд Российской Федерации.

В ст. 8 Федерального закона о спорте, определяющих полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, и в соответствии с ч. 2 ст. 38 данного закона к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относятся:

1. организация и осуществление региональных программ и проектов и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;

2. организация проведения региональных официальных физкультурных и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;

3. обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;

4. материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение их подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких соревнованиях;

5. обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6. обеспечение иных мероприятий и программ.

ст. 9 Федерального закона о спорте, определяющей полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, и в соответствии с ч. 4 ст. 38 данного закона к расходным обязательствам муниципальных образований относятся:

1. обеспечение условий для развития на территориях муниципальных районов, поселений, городских округов физической культуры и массового спорта;

2. организация проведения муниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;

3. обеспечение иных мер для развития физической культуры и массового спорта.

Например, содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений и других объектов спорта по месту жительства граждан, в том числе ремонт таких сооружений, организация муниципальных массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляются в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ в ст. 21 «Классификация расходов бюджетов» в п. 11 ч. 3 едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определяет раздел «Физическая культура и спорт» с подразделами классификации расходов бюджетов:

§ физическая культура;

§ массовый спорт;

§ спорт высших достижений;

§ прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;

§ другие вопросы в области физической культуры и спорта.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Исходя из этого ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет следующую структуру бюджетной системы Российской Федерации:

§ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

§ бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

§ местные бюджеты, в том числе:

§ бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

§ бюджеты городских и сельских поселений.

 

Одним из базовых элементов, необходимых для расчета финансовых нормативов финансирования расходов на физическую культуру и спорт, являются нормативы обеспеченности жилых районов основными спортивными сооружениями. Эти нормативы определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта на основе градостроительных норм.

В связи с тем, что занятия физической культурой и спортом не относятся к категории полностью бесплатных государственных услуг, финансирование этой социальной услуги должно обеспечиваться сочетанием бюджетного финансирования с привлечением внебюджетных источников, а также за счет «отдачи» от спортивных сооружений и средств населения.

В соответствии с ч. 5 ст. 38 Федерального закона о спорте финансирование физической культуры и спорта может осуществляться наряду с перечисленными выше также из иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Финансирование спортивных клубов и других физкультурно-спортивных организаций может осуществляться посредством финансовой поддержки со стороны организаций и спонсоров (в соответствии с их уставами), пожертвований граждан, а также за счет части доходов от проведения спортивных лотерей, соревнований, осуществления предпринимательской деятельности и других, не запрещенных законом источников. Например, в ч. 5 ст. 19 Федерального закона о спорте говорится, что спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счет собственных средств и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

 

 

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона о спорте спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:

1. строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;

2. передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;

3. обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;

4. оказания иной поддержки в порядке и в случаях, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.

Финансирование образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе расходов на укрепление и развитие материально-технической базы, может осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.

ст. 40 Федерального закона о спорте и в свете международного сотрудничества Российской Федерации в области физической культуры и спорта на территории Российской Федерации могут создаваться международные физкультурно-спортивные организации, а также филиалы и представительства международных физкультурно-спортивных организаций. Российские физкультурно-спортивные организации имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекать к осуществлению своей деятельности иностранных граждан.

с ч. 3 ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2. предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3. размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

4. предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

 

Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. предусмотрено увеличение числа занимающихся физкультурой и спортом, сохранение и укрепление лидирующих позиций России в мировом спорте, поставлены другие важнейшие государственные задачи в данной сфере и, кроме того, утверждены основные целевые показатели ее реализации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: