Лекция 12. Характеристика этапов многолетней подготовки спортсмена

 

I этап - отбор и начальная подготовка, заданиями этого этапа являются укрепления здоровья детей, всесторонняя физическая подготовка с ориентацией на координационные способности, гибкость, общую выносливость, ликвидация недостатков физического развития, изучение основам технике вид спорта и технике вспомогательных и специально-подготовительных физических упражнений. Выделяют также следующие задания: прививание интереса и выработка стойкой мотивации к систематическим занятиям вид спорта, приобретение знаний о значении физической культуры и спорта для здоровья, освоение гигиенических и закаливающих процедур в режиме дня, знакомство с вид спорта, его значением и местом в системе физического воспитания, изучения истории развития спорта, формирования широкого круга неспециализированных знаний, умений и навыков, овладение основами техники самых простых технических действий избранного вида спорта, самых простых правил соревнований и состязательной деятельности, выполнения нормативов физической и технической подготовки.

II этап - базовая подготовка.

Основные задания: разностороннее развитие физических возможностей организма (благоприятный период развития силовых качеств, ловкости, координационных способностей), укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, что обеспечивает освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе технических приемов соответствующих специфике вид спорта). Особенное внимание уделяется формированию стойкого интереса юных спортсменов к целеустремленному многолетнему спортивному совершенствованию а также участию в детских соревнованиях.

Этап предварительной базовой подготовки. Ос­новными задачами подготовки на этом этапе явля­ются разностороннее развитие физических возмож­ностей организма, укрепление здоровья юных спорт­сменов, устранение недостатков в уровне их физи­ческого развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагаю­щего освоение разнообразных двигательных навы­ков (в том числе соответствующих специфике бу­дущей спортивной специализации). Особое внима­ние уделяется формированию устойчивого интере­са юных спортсменов к целенаправленному многолетнему спортивному совершенствованию.

На этом этапе уже в большей степени, чем на предыдущем, техническое совершенствование стро­ится на разнообразном материале вида спорта, из­бранного для специализации. В результате работы на этом и последующем этапах многолетней подготовки юн­ый спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику многих десятков специально-подготови­тельных упражнений. Такой подход в итоге фор­мирует у него способности к быстрому освоению техники избранного вида спорта, соответствующей его морфофункциональным возможностям, в даль­нейшем обеспечивает спортсмену умение варьиро­вать основными параметрами технического мас­терства в зависимости от условий конкретных соревнований, функционального состояния в раз­ных стадиях соревновательной деятельности.

Особое внимание нужно обращать на развитие различных форм проявления быстроты, а также координационных способностей и гибкости. При высоком естественном темпе прироста физических способностей нецелесообразно планировать на этом этапе островоздействующие тренировочные средства — комплексы упражнений с высокой ин­тенсивностью и непродолжительными паузами, от­ветственные соревнования, тренировочные занятия с большими нагрузками и т. п.

Этап специализированной базовой подготовки. В начале этого этапа основное место продолжают за­нимать общая и вспомогательная подготовка, широ­ко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специ­ализированной. Здесь, как правило, определяется предмет будущей спортивной специализации, при­чем спортсмены часто приходят к ней через трени­ровку в смежных номерах программы.

На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенци­ал организма спортсмена без применения большого объема работы, максимально приближенной по ха­рактеру к соревновательной деятельности.

В видах спорта, где есть соревнования на спринтерских дистанциях, в скоростно-силовых и сложнокоординационных видах, следует осто­рожно выполнять большие объемы работы, направ­ленной на повышение аэробных возможностей. Спортсмены в возрасте 13—16 лет легко справляются с такой работой, в результате у них резко повыша­ются возможности аэробной системы энергообеспе­чения и на этой основе резко возрастают спортив­ные результаты. Поэтому в практике тренировки в этом возрасте часто планируют выполнение боль­ших объемов работы с относительно невысокой интенсивностью.

Задачи этапа:

-последующее совершенствование специальной физической подготовленности;

-периодическое достижение наивысшего уровня выносливости, овладения высоких и максимальных тренировочных нагрузок;

-совершенствование фундаментальной технической подготовленности и овладение элементов высокой сложности;

-максимальное раскрытие индивидуальных возможностей, достижения высокого уровня исполнительского мастерства (виртуозности, артистизма);

-расширение психологических знаний и умений, достижения высокого уровня;

-психологической готовности к соревнованиям;

-последующее совершенствование теоретической и тактической подготовки;

-достижение максимально возможных спортивных результатов, поддержки высокого уровня общей готовности.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей (подготовки к высшим достижениям). На этом этапе предполагается достижение макси­мальных результатов в видах спорта и номерах программы, избранных для углубленной специали­зации. Значительно увеличивается доля средств спе­циальной подготовки в общем объеме тренировоч­ной работы, резко возрастает соревновательная практика.

Суммарные ве­личины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество за­нятий в недельных микроциклах может достигнуть 15—20 и более, резко возрастают соревновательная практика и объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки.

Этап сохранения достижений. Этап - сохранения достижений и завершения спортивной карьеры. Основная задача этапа — максимальное исполь­зование средств, способных вызвать бурное проте­кание адаптационных процессов. Задачи: поддержка достигнутого раньше уровня мастерства при относительно небольших нагрузках; постепенное уменьшение стартов и нагрузок, завершение состязательной деятельности.

Подготовка на этом этапе характеризуется сугубо индивидуальным подходом. Объясняется это следующим. Во-первых, большой тренировочный опыт подготовки кон­кретного спортсмена помогает всесторонне изу­чить присущие ему особенности, сильные и сла­бые стороны подготовленности, выявить наиболее эффективные методы и средства подготовки, вари­анты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффективность и ка­чество тренировочного процесса и за счет этого поддержать уровень спортивных достижений. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных воз­можностей, обусловленное как естественными воз­растными изменениями систем и органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней тренировки, часто не только не позволяет увеличить нагрузки, но и затрудняет удерживать их на ранее доступном уров­не. Это требует изыскания индивидуальных ре­зервов роста мастерства, способных нейтрализо­вать указанные отрицательные факторы.

Для этапа сохранения достижений характерно стремление по возможности поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возмож­ностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной рабо­ты. Одновременно большое внимание уделяется совершенствованию технического мастерства, повышению психической готовности, устранению частных недостатков в уровне физической подго­товленности. Одним из важнейших факторов под­держания спортивных достижений выступает так­тическая зрелость, прямо зависящая от соревнова­тельного опыта спортсмена.

Следует учесть, что спортсмены, находящиеся на данном этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам тренировочного воздействия. И, как правило, ранее применявшимися вариантами планирования трени­ровочного процесса, методами и средствами не удается добиться не только прогресса, но и удержать спортивные результаты на прежнем уровне. Поэ­тому на этом этапе, как никогда ранее, следует стремиться к изменению средств и методов трени­ровки, применению комплексов упражнений еще не использовавшихся, новых тренажерных устройств, неспецифических средств, стимулирующих рабо­тоспособность и эффективность выполнения двига­тельных действий. Решению этой задачи могут также способствовать существенные колебания тре­нировочной нагрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: