Комплектов олимпиадных заданий для школьного этапа

 

Олимпиадные задания школьного этапа составляются муниципальными предметно-методическими комиссиями. Школьный этап Всероссийской олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) содержит вопросы и задания, обеспечивающие преемственность вопросов и заданий последующего муниципального этапа, которые соответствуют следующему уровню развития ключевых и специальных предметных компетенций. Рекомендуется сформулировать задания в парадигме компетентностного подхода, построенные на деятельностной основе.

 

Важно, чтобы в комплект заданий каждой из возрастных групп вошел материал, связанный с различными областями и пластами художественной культуры, а также с и образами мира и искусством разных стран.

 

Важно, чтобы задания позволяли выявить способность участников к установлению межпредметных взаимосвязей, а также способности к


 


использованию сведений из разных областей знаний и понимания культуры как всеобъемлющего развивающегося явления.

 

Целесообразно, чтобы подходы к составлению олимпиадных вопросов

 

и заданий школьного этапа соответствовали общим принципам составления заданий последующих этапов Олимпиады, чтобы комплект заданий выявлял уровни развития различных компетенций и навыков участников. Вопросы и задания последующих этапов олимпиады строятся на основе повышения уровня компетенций, которые предстоит продемонстрировать участникам.

 

Составление олимпиадных вопросов и заданий идет по пути наращивания сложности и широты предлагаемого для анализа материала от этапа к этапу.

 

Учителям, готовящим участников к выступлениям на олимпиадах, уже на начальном, школьном этапе важно видеть общую направленность, тенденции усложнения материалов олимпиадных заданий. Материалы раздела указывают векторы развития, по которым будет идти усложнение заданий и уровней выявления знаний, фиксирующих уровни сформированности соответствующих компетенций, которые должны продемонстрировать участники Олимпиады на различных ее этапах.

 

 

ОБЩАЯ СТРУКТУРА КОМПЛЕКТА ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

 

ПЯТЬ ТИПОВ ЗАДАНИЙ ПЕРВОГО АУДИТОРНОГО ТУРА ШКОЛЬНОГО

 

ЭТАПА

 

Первый тип заданий

 

направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: узнавание художественного произведения,выявление как общих знаний участников попредмету, так и их способности определить, узнать более или менее знакомое произведение искусства по его отражению в художественном или искусствоведческом тексте и может включать вопросы, связанные с художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее известных произведений искусства. Включение


 


последних позволяет определить наиболее подготовленных учащихся, способных принять участие в следующем муниципальном туре Олимпиады.

 

Задания первого типа усложняются по пути выявления диапазоназнаний от хрестоматийных и популярных произведений искусства на школьном этапе до менее известных широкому кругу на последующих этапах.

 

З адания первого типа на региональном этапе содержат менееузнаваемые приметы произведения, требующие специальных предметных знаний.

 

Задания первого типа на заключительном этапе зачастую требуют специальных расширенных знаний по предмету.

 

 

Второй тип заданий

 

направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций. Этот тип заданий выявляет способность школьников эмоционально воспринимать и передавать свое восприятие произведения искусства или явления культуры различных областей, их словарный запас. Участникам предлагается

 

определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства;

 

использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального впечатления;

 

зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной или художественно-публицистической форме (например, для создания текста афиши или буклета).

 

Для анализа могут быть предложены, как названные в задании произведения или репродукции их изображений, так и аудио или видеофрагменты музыкальных произведений или кинофильмов.

 

На муниципальном этапе этот тип заданий (второй уровень сложности) для определения настроения, запечатленного в произведении, предлагает



малоизвестное произведение, с анализом которого участник, скорее всего, не встречался.

 

На региональном этапе (третий уровень сложности) может быть предложено сравнительное описание настроений двух или нескольких произведений, в том числе разных видов искусства, по-разному разрабатывающих одну и ту же тему.

 

На заключительном этапе (четвертый уровень сложности) задание может быть осложнено предложением определить средства выразительности, которые способствуют созданию и передаче различных настроений, а также провести сравнительно-сопоставительный анализ двух или нескольких произведений разных видов искусства.

 

 

Третий тип заданий

 

направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд при определении логики составления ряда. Задание этого типа направлено на выявление умения участника анализировать произведение искусства. На муниципальном этапе задание можетусложняться предложением определить произведение искусства по его фрагменту и проанализировать его в целостности по памяти, что позволяет выявить общую культуру участника. Задание может быть осложнено предложением

определить автора произведения;

 

назвать другие произведения этого же автора;

 

описать общую композицию произведения;

 

ответить на вопросы, расширяющие представление о творчестве автора, культурно-исторической эпохе, стиле и т.п.


 

 


Вариантом третьего типа заданий является выявление характерных черт стиля художника по фрагментам его произведений, от хрестоматийных до менее известных широкому кругу зрителей.

 

Третий тип заданий усложняется путем предложения для работыменее известных, не хрестоматийных произведений искусства или менее узнаваемых эпизодов известных работ, а также просьбой назвать характерные особенности творческого почерка художника.

 

Задания регионального и заключительного этапов могут включать фрагменты нескольких художественных произведений и быть осложнены заданием второго типа: выявить ведущее настроение работ и художественные средства его передачи; предложением провести сопоставительный анализ произведений. При выполнении задания участник может продемонстрировать более широкий круг знаний, чем определенный в задании, например, указать жанр, отметить жанровые характеристики произведения или назвать, к какому направлению в искусстве оно принадлежит, назвать имена из окружения автора произведения, дать дополнительные сведения о характерных особенностях его творчества. Подобного рода расширения ответа оцениваются дополнительными баллами, которые необходимо предусмотреть при разработке критериев и методики оценивания ответов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: