Оглавление курсовой работы имеет ряд структурных элементов:
- введение;
- основная часть: аналитическая часть, практическая часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Оглавление желательно сделать электронным для удобства работы с большим объемом текстового материала. Использование электронного оглавления также демонстрирует освоение общей компетенции «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», которая присутствует во всех специальностях, реализуемых по ФГОС третьего поколения.
В оглавлении выделяются разделы, в которых логически последовательно формулируются основные направления работы. Разделы разбиваются на подразделы. Целесообразно выделять не более 2 разделов и 3-4 подразделов в каждом разделе. Образец оглавления представлен в приложении В.
По объему текста разделы и подразделы должны быть пропорциональны. Объем текста подраздела может составлять от 9 до 15 печатных страниц. В конце каждого раздела приводятся краткие выводы.
|
|
Составление введения
Во-первых, во введении следует обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы, теоретически и практически, раскрыть ее социальную значимость. Исходя из этого, сформулировать цели и задачи работы, а также определить объект и предмет проводимого исследования.
Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор источников и литературы, изданной по этой теме, которая будет использоваться при написании курсовой работы. Если речь идет об источнике, являющемся нормативно-правовым актом, раскрыть его правовую сущность в рамках применения уголовного права.
Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. При написании введения необходимо правильно формулировать обязательные элементы (таблица 1).
Таблица 1 – Требования к структуре введения
Элемент введения | Комментарий к формулировке |
Актуальность темы | Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в трудах юристов |
Цель работы | Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации |
Задачи работы | Определяются исходя из цели работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов и подразделов работы. Как правило, формулируются 3 – 4 задачи. |
Объект изучения | Дать определение общественному явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. |
Предмет изучения | Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления. |
Информационная база исследования | Перечислить источники информации, используемые для исследования. |
Практическая значимость исследования | Не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость. |
Структура работы | Кратко изложить содержание разделов работы. |
|
|
Актуальность исследования (почему это следует изучать?) рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных трудах (экономистов, техников и др.). Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная база исследования может быть вынесена в первый раздел). Например: Актуальностью курсовой работы является экономический подход при выполнении расчетов стоимости бухгалтерской услуги в условиях рыночных отношений.
Цель исследования (какой результат будет получен?) должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект. Например, «цель исследования – всестороннее комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия».
Объект исследования (что будет исследоваться?) предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение общественному явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, деятельность структурного подразделения или правоохранительного органа в целом.
Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?). Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения общественного явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.
Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Задачи определяются исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов и подразделов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи.
Перечень рекомендуемых задач:
1. «Проанализировать...» (в соответствии с темой исследования).
2. «Охарактеризовать...» (процесс, факторы, причины какого-либо явления).
3. «Раскрыть….» (основные понятия по теме исследования).
4. «На основе анализа соответствующей правоприменительной практики разработать предложения и рекомендации по ….» (повышению эффективности, совершенствованию деятельности).
Методы исследования (как исследовали?): дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.
Теоретическая и практическая значимость исследования (что нового, ценного дало исследование?) не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.
При написании можно использовать следующие фразы:
− результаты исследования позволят осуществить...;
− результаты исследования будут способствовать разработке...;
− результаты исследования позволят совершенствовать….
Структура работы – это завершающая часть введения (что в итоге в работе представлено).
В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников, 5 приложений». Здесь допустимо дать развернутую структуру курсовой работы и кратко изложить содержание разделов.
|
|
Таким образом, введение должно подготовить к восприятию основного текста работы.