double arrow

Этапы работы над проектом. Предложенное задание поначалу выглядело не слишком понятно, участникам пришлось высказывать сомнения

1

Предложенное задание поначалу выглядело не слишком понятно, участникам пришлось высказывать сомнения, задавать вопросы, проявлять инициативу, чтобы понять смысл предстоящей работы. В этом заключается одна из важнейших характеристик проекта — его цель вначале носит неявно сформулированный характер, что порождает проблему.

Проблематизация является первым этапом работы над проектом — необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» проблемы. Ведущий еще раз напоминает участникам об их недоумении, возникшем в самом начале работы, что заставило их задавать вопросы, вносить уточнения, высказывать свои соображения.

Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно, следующий этап работы — целеполагание.На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности. (Ведущий предлагает участникам вспомнить чувства, которые возникли у них, когда стало ясно, какую можно сделать башню, — чаще всего это энтузиазм и увлеченность.)




Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляет приступить к деятельности. В нашем случае участники были очень ограничены во времени, поэтому они практически сразу начали работать методом проб и ошибок. В тех случаях, когда время позволяет, человек чаще всего начинает планировать.

Планирование — важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. (Ведущий предлагает участникам описать, в каком порядке они выполняли работу, как можно было сделать ее более рациональной, каким мог быть план их работы.) В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляется, что может несколько снизить мотив к деятельности. (Ведущий напоминает, что в этот момент некоторые активные участники обсуждения отстранились от работы и заняли позицию наблюдателей.)

Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Реализацияимеющегося плана — следующий этап проектного цикла. (Ведущий обращает внимание участников, что в нашем случае в связи с дефицитом времени этапы планирования и реализации практически совпали, что, несомненно, сказалось на качестве продукта.) Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться — это в значительной степени касается подростков.



По завершении работы автор, как правило, сравнивает полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, вносит исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержанием рефлексиизавершающего этапа работы. (Ведущий напоминает, что в нашем случае рефлексия осуществлялась в ходе оценивания и последующего обсуждения.)

Итак, основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализации, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы — проектного продукта, который является непременным условием проектной работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы, и способы, которыми эти задачи будут решаться. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.



Таким образом, развернутый алгоритм нашего проекта «Строим башню» выглядит так:

Алгоритм работы над проектом

Этап работы над проектом Деятельность в группе
1. Неявно сформулированная цель Есть два листа бумаги А4, клей и ножницы; необходимо построить башню
2. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» участниками проблемы У нас есть проблема: необходима башня, созданная из предложенных материалов, — возможно ли это; сможем ли мы сделать ее высокой, устойчивой и красивой
3. Целеполагание и ожидаемый результат (достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта) Наша цель — высокая, устойчивая, красивая башня, сделанная при помощи бумаги, клея и ножниц. Это позволит решить имеющуюся проблему
4. Планирование а) постановка задач, исходящих из цели Что делать: какие шаги необходимо осуществить на пути к конечной цели
б) определение последовательности предстоящих шагов Когда делать: в какой последовательности будут осуществляться эти шаги
в) выбор способов работы (технологии) Как делать: какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой
5. Реализация плана Осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел
6. Рефлексия Оценивание, удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели (построить башню из предложенных материалов); сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом (получилась ли высокая, устойчивая и красивая башня — опора на предложенные критерии оценивания); анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы); самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения)
7. Презентация Демонстрация проектного продукта и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена. Самопрезентация приобретенного участниками нового опыта


1




Сейчас читают про: