Место и условия работы

Место работы оказывает влияние на атмосферу в группе, по­этому оно должно быть уютным и удобным. Комната, в которой происходят встречи группы, не должна быть очень большой, но в ней должно быть место для движения и выполнения каких-ни­будь групповых упражнений. В ней не должно быть ничего отвле­кающего внимание, например экстравагантных картин на стенах. Пол комнаты может быть покрыт ковром, так как мягкое покры­тие поглощает звуки и увеличивает чувство близости в группе. Ковер обладает психологически успокаивающим воздействием. В рабочей комнате группы должна существовать возможность ре­гулировать освещение по ситуативным потребностям, слушать музыку, поскольку ее использование в группе может быть особен­но ценным. Помещение, в котором проходят занятия, должно быть звуконепроницаемым, чтобы участники могли быть уверены, что никто не сможет подслушать того, что происходит в группе179.

Важно, как сидят участники группы. Обычно группа сидит кругом, чтобы участники могли хорошо видеть друг друга. Если не придерживаться принципа круга, когда некоторые участни­ки, сидя в одном ряду, не могут видеть друг друга, то наруша­ется сеть межличностных взаимодействий. Круг является сим­волом полноты, завершенности, целостности, во многих куль­турах ему приписывается магическая сила. Сидение в круге в психотерапевтической группе предоставляет много возможнос­тей — можно двигаться в сторону центра и наоборот (это отра­жает степень сплоченности группы), менять расстояние между стульями, которое отражает психологическое расстояние меж­ду участниками, можно свободно выбрать место в круге отно­сительно других участников и терапевта (это также отражает межличностные установки).

Сидеть должно быть удобно, но не слишком. Чем больше комфорт, тем меньше внимательность у участников группы. Поэтому лучше всего сидеть на простых стульях, которые лег­ко переставлять, а не в мягких креслах.

К. Рудестам отмечает, что можно выделить несколько вре­менных периодов меньше всего подходящих для работы:

1) непосредственно перед обедом;

2) непосредственно после обеда;

3) вечер — из-за усталости участников.

Супервизия в группе

Иногда в работе психотерапевтической группы принимает участие наблюдатель (супервизор), который по просьбе терапевта записывает ход работы группы. В любом случае наблюдатель не может быть ни реальным, ни потенциальным участником груп­пы. В подобных случаях руководитель группы должен полу­чить согласие участников группы на присутствие наблюдате­ля, объяснить им цели фиксации межличностных взаимодей­ствий, что будет происходить с записанным материалом после занятий группы, какая может быть польза участникам от на­блюдателя и записанного материала.

Во время первой встречи группы желательно представить супервизора участникам, ответить на их вопросы; в группе так­же должны обсуждаться чувства и отношение участников к при­сутствию в группе постороннего человека. Терапевт должен быть готов и к обсуждению его отношений с наблюдателем, если такой вопрос возникнет. В любом случае, даже находясь за кругом и не участвуя в дискуссиях, наблюдатель оказывает влияние на группу, он становится объектом переносных реак­ций участников группы. Некоторые участники считают его человеком, оценивающим жизнь группы, и это вызывает у них тревогу и сопротивление. Супервизор не должен позволять втя­гивать себя в межличностную динамику группы. На него так­же распространяются правила группы, и особенно — правило конфиденциальности.

Все это касается и тех случаев, когда за группой ведется наблюдение через зеркальное стекло либо производится аудио-или видеозапись ее работы в целях супервизии работы терапев­та. Он должен подробно объяснить участникам группы, зачем это делается, как будет использоваться материал, и гарантиро­вать сохранение конфиденциальности180.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: