Слово spline в переводе с английского означает – «рейка, линейка»

Суть принципа сплайна заключается в том, что сначала на плане местности от руки или с помощью упругой линейки вписывают эскизную линию трассы, а потом 2 аппроксимируют математической функцией. Эта функция представляет собой непрерывную линию, состоящую из разных элементов: - отрезков; - круговых кривых; - клотоид; - кубических парабол. В узлах сопряжения элементов касательные совпадают. Достоинства принципа сплайнов: - обеспечивает лучшее согласование дороги с ландшафтом, т.к. параметры закруглений определяются самой трассой, а не наоборот; - минимизируется объем земляных работ. При ручном трассировании принцип сплайна не нашел широкого применения из-за трудностей, возникающих при исправлении ошибок. Данное обстоятельство является основным недостатком принципа сплайнов. Принцип сплайна является основой определения положения клотоидной трассы. В такой трассе переходная кривая – клотоида – превращается в основной элемент, наряду с прямыми и круговыми элементами. У клотоиды закон изменения кривизны наилучшим образом отвечает движению автомобиля с постоянной скоростью. Уравнение клотоиды R·L=const, (1) где R – радиус кривой на расстоянии L от еѐ начала.

 

Радиус кривой в плане, при котором возможно движение автомобиля с расчетной скоростью при условии устройства виража, переходных кривых и уширения проезжей части, определяется по формуле:

(3.16)

где V - расчетная скорость движения для данной категории дороги, км/ч; iв - поперечный уклон проезжей части на вираже (принимается в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85* табл. 8), ‰; µ - коэффициент поперечной силы, принимаемый по графику (рис 3.1).

Рис. 3.1 График зависимости коэффициента поперечной силы от скорости движения автомобиля.

По условию видимости в ночное время минимальный радиус кривой вычисляется по формуле:

(3.17)

где, S1 - расстояние видимости поверхности дороги, определенное по СНиП 2.05.02-85* (табл.10) для заданной расчетной скорости движения, м;? - угол расхождения пучка света фар (?? 2°).

Наименьшие радиусы кривых в плане без устройства виража рассчитываются по формуле:

(3.18)

где i1 - поперечный уклон проезжей части, ‰ (определяется по СНиП 2.05.02-85*, табл. 7)

В соответствии с табл. 10 СНиП 2.05.02-85* минимальный радиус в плане для расчетной скорости 100 км/ч составляет 600 м.

В момент въезда автомобиля с прямого участка на кривую в плане скорость движения автомобиля снижают, т.к. на автомобиль начинает действовать центробежная сила. Чтобы в момент поворота колес не происходил занос автомобиля, между прямым участком и кривой малого радиуса вводят так называемую переходную кривую, в пределах которой кривизна дороги плавно изменяется от 0 (на прямом участке) до 1/R в начале круговой кривой.

На автомобильных дорогах I-III категорий радиусы круговых кривых принимают такими, чтобы автомобили проезжали эти участки без снижения скорости. В этом случае длину переходной кривой рассчитывают из условия движения с постоянной скоростью по формуле:

, (4.7)

где V - расчетная скорость в км/ч;

J - изменение центробежногоускорения, принимаемое 0,4 - 0,6 м/с3;

R - радиус круговой кривой, м.

 

виражи - участки кривой с односкатным поперечным профилем и поперечным уклоном, обращенным к центру кривой.

 

На кривых в плане малого радиуса (менее 1000 м) предусматривают уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочины, однако с тем, чтобы ее ширина оставалась не менее 1,5 м для дорог I, II и III категорий и не менее 1 м для дорог остальных категорий.
В горной местности уширение проезжей части, в виде исключения, допускается размещать частично с внешней стороны кривой. Полное уширение проезжей части дорог с четырьмя и более полосами движения надлежит увеличивать соответственно числу полос.

 

6. Видимость дороги в плане из условия торможения перед препятствиями и обгона. Боковая видимость придорожной полосы. Приемы обеспечения видимости.

Видимость на дороге – это минимальная зона видимости пути в направлении движения в плане и продольном профиле, с которой водитель воспринимает пусковую и установочную информацию об условиях дорожного движения, необходимую ему для безопасного управления транспортным средством с расчетной скоростью и в случае необходимости иметь возможность своевременно принять меры для остановки автомобиля перед препятствием.

Зону видимости пути перед водителем в направлении движения представляют в виде треугольника, высота которого составляет угол, а угол часть поля зрения.

Зона видимости пути за капотом автомобиля зависит от оптикофизиологических особенностей зрения водителя, видимости сквозь лобовое стекло, геометрической и метеорологической видимости зрения.

Расчетная видимость – это предельное расстояние видимости, которое должно обеспечиваться геометрическими элементами дороги исходя из расчетной скорости и принципиальной схемы видимости.

В городских условиях и на пересечениях с автомобильными и железными дорогами в одном уровне необходимо обеспечивать боковую видимость придорожной полосы.

Водитель должен заблаговременно увидеть пешехода, ребенка, автомобиль или поезд и принять соответствующее решение.

Минимальное необходимое расстояние боковой видимости можно получит по геометрическим представлениям:

Рис.4.13 Расчетная схема

где ,

где vа – расчетная скорость автомобиля, км/ч;

vп – скорость движения пешехода или поезда или автомобиля (для бегущего человека vп = 10 км/ч);

S – расчетная расстояние …
видимости из условия остановки перед препятствием, м.

Обеспечение видимости на кривых в плане

Видимость на кривой в плане определяют для автомобиля, следующего по крайней внутренней полосе движения.

Для этого используют графический метод для определения границы срезки видимости.

Закругления дороги вычерчивается в крупном масштабе и по траектории автомобиля намечают ряд точек, от которых по кратчайшему направлению откладывают требуемое расстояние видимости. Кривая, огибающая полученные отрезки и определяет границу срезки.




double arrow
Сейчас читают про: