Сущность конкуренции. Внутреотраслевая и межотраслевая формы конкуренции

конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия произ-ва и реализации товаров и услуг. роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Опр-ся в условиях в которых она действует: количество соперников, степенью открытости экономики, экономической свободой.

- внутриотраслевая — стимулирует снижение затрат и повышение качества продукции, увеличение производительности труда применительно к одним и тем же продуктам.

внутриотраслевая — соперничество между предпринимателями занятыми произ-ом одних и тех же товаров и услуг. Эта конкуренция неизбежно втягивает предп-лей в борьбу за техн. Прогресс, незамедлительное использование всех достижений науки и техники с целью повышения качества продукции и снижению затрат

- межотраслевая — соперничество между предппр-ми, выпускающими разные товары и услуги. Главный критерий оценки — норма прибыли на вложенный капитал, позволяющ.сопоставить затраты с результатами применительно к разным отраслям хоз-ва. Эта форма конкуренции способствует переливу капитала рабочей силы из невыгодной в выгодную, что обеспечивает пост корректировку отраслевой структуры

 

9. Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

Чи́стая монопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги

 

· существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

 

· доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

• вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

• нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

 

 

10. монополистическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию.

Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная

Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

 

· на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;

• эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

• вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: