Альтернативные издержки. Производственные возможности, кривая производственных возможностей

Альтернативная стоимость — это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое»'.

Причины роста альтернативных издержек заключаются прежде всего в неполной взаимозаменяемости ресурсов.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «кривая производственных возможностей».

Упрощенно представим, что страна производит только два товара — автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов — до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей (табл. 2.1 и рис. 2.1).

Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.

 

Спрос, цена спроса, факторы спроса.

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за данный товар.

 

К неценовым факторам относятся:

 

· изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;

• изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;

• изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт - заменитель —свинину и т. п.;

• изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.

 
   

 

Функция спроса, способы ее выражения.

ФУНКЦИЯ СПРОСА [demand function] — функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары иуслуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него.

Функцию спроса можно выразить несколькими способами:

-табличным

-аналитическим Q=a-b*P

Q-спрос

a-константа

P- цена

-графический

Объем спроса - величина спроса определяемая данным фактором. Изменение обЪема спроса – изм-е спроса под воздействием данного фактора при неизменности функции спроса.

Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.

 

Изменение функции спроса означает изменение неценовых факторов, когда при той же самой цене мы имеем другую функцию спроса.

 

Закон спроса.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

 

· при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

 

· для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

• при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

Чем больше цена тем ниже спрос, это происходит когда:

1действуют неценовые факторы

2уровень дохода населения

3цены других товаров

4психологические особенности

5мода тд

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: