Научная проблема как исходная форма научного знания и начало исследования. Проблема, вопрос, задача

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

"Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке".

В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее: а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; в) опора на научные традиции, поскольку "в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль", хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.

Научная проблема как исходная форма научного знания. В разговоре о научных проблемах принято 4 понятия науч. Методологии:

1. проблемная ситуация 2. Проблема 3. Вопрос 4.задача

Проблемная ситуация – основание для постановки проблемы – объективное, т.е. действительно существенное состояние расхождения или противоречивости науч. Знания, возникающее в следствие его неполноты и ограниченности.

3 основных типа проблемной ситуации (в зависимости от того, какие элементы науч. Знания рассогласованны)

1. расхождение теории с некоторыми экспериментальными данными.

2. столкновение теории, принятых к 1 эмпирическому базису, то но дающие в итоге различные результаты.

3. столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей науч. Мышления.

Формулировка проблемы – это фиксирование проблемной ситуации в системе высказываний, экспликация (выражение в явной опред. Форме) противоречий, неполноты знания, не явно содержащихся в ситуации (познавательный). Тем самым через вопрос выбирается путь, по которому пойдет решение проблемы: не всякой вопрос является проблемным.

3 формы вопроса: 1. Информативный 2. ставящий задачу 3. проблемный

Информативный вопрос для своего ответа предполагает обращение к заведомо известному источнику информации знания для получения этой информации

Вопрос – задача требующая ответа, кот выводится из условия задачи.

Процесс формулирования проблемного вопроса происходит интуитивно, поскольку не м.б. выведена формула дедуктивным путем.

Вспомогательная процедура при постановки проблемы – это отчетливое разграничение известного и неизвестного, пространственно временная локация, поиск образца, типа для этой проблемы, понятийное выражение проблемы.

Проблема не оценивается как истинная или ложная.

Критерии оценки проблемы:

1. Правильность (формально – логическая правильность, ясность, соответствие с наукой).

2. Осмысленность – логичность предпосылки (вопроса)

3. Теор. И практич. Значимость

4. Допустимость.

 

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими, существуют и практические проблемы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: