Гуманитарный идеал научного знания и познания. Специфика гуманитарного исследования

В центре внимания сторонников гуманитарного идеала – активная роль субъекта в познавательном процессе: 1) в формировании научного знания, 2) в определении путей и методов исследовательской деятельности, в оценке ее результатов.

Разумеется, активность субъекта в определенных аспектах признается и сторонниками математического и естественнонаучного идеалов. Никакое познание просто немыслимо без участия познающих-субъектов.

Тем не менее, различия в трактовке вопроса о роли субъективного фактора в познавательном процессе между приверженцами различных идеалов очень существенны.

Во-первых, сторонники гуманитарного идеала настаивают на более широкой трактовке самого субъекта познания. Под субъектом познания они хотели бы понимать не только носителя «разума», но и человека во всем богатстве его способностей и возможностей, со всеми его чувствами, желаниями и интересами.

Во-вторых, роль субъекта, согласно взглядам сторонников гуманитарного идеала, не сводится только к участию в познавательном процессе как таковом, но распространяется также на оценку познавательных результатов.

Другими словами, такие субъективные факторы, как интересы, потребности, цели, входят в сами стандарты оценки научности гуманитарного знания.

Такое понимание особенностей гуманитарного познания явно не согласуется с классическими представлениями об идеале научности и вступает в противоречие с одним из главнейших его основоположении о социокультурной автономии научного знания и методологического стандарта научности.

Специфика гуманитарных наук действительно состоит в том, что они, в конечном счете, ориентированы на получение результатов, соотносящихся с целями, ценностными установками развивающегося социально-исторического субъекта.

Конечно, гуманитарные науки продуцируют постоянно расширяющееся специальное знание, демонстрируя тем самым очевидный познавательный прогресс. Однако вся эта внутринаучная работа, как отмечают приверженцы гуманитарного идеала научного знания, получает свой подлинный смысл и значение лишь тогда, когда она включается в связь с общими интересами, которые придают фактам соответствующий ценностный статус. Для приобретения культурного влияния, что составляет основную задачу гуманитарных наук, они должны превратить специальное знание в ценностно-отнесенное и сделать его достаточно общим достоянием.

Отсюда вытекает то важное обстоятельство, что социокультурная реальность время от времени рассматривается новыми глазами, с точки зрения иной системы интересов, сложившихся в новых социально-исторических условиях. История гуманитарных наук, по их мнению, зависит не только, а может быть, и не столько от специального познавательного прогресса, сколько от исторических изменений общей системы социо-культурных интересов.

И все же общественный интерес в науке не может, не должен подменять научных интересов. Помимо социокультурной, всякое научное познание, в том числе и гуманитарное, непременно должно характеризоваться внутренней, предметной обусловленностью.

Утрата этой обусловленности есть, по сути, утрата научности, ее важнейшего, наиболее существенного атрибута. Поэтому общественный интерес в своем непосредственном виде и в гуманитарном познании не может быть решающим критерием научности. Его применение предполагает обязательное сочетание с другими общенаучными нормами, критериями или, говоря шире, традициями.

Гуманитарное познание должно реализовываться не вне, а непременно в рамках достаточно широко трактуемого общенаучного подхода. Поэтому сам по себе гуманитарный идеал научности не может претендовать на совершенно самостоятельное значение даже в своей «собственной» предметной области.

Однако, когда основы научности в основных моментах уже определились, гуманитарный идеал способен внести и вносит существенную коррекцию в общие представления о научности, более того, может рассматриваться как переходная ступень к некоторым новым представлениям о научности, выходящим за рамки классических основоположений.

8. Уровни и этапы научного знания и познания: основания для их выделения. Соотношение чувственного и рационального в эмпирическом и теоретическом исследовании.

В динамике научная деятельность описывается через этапы исследования, самые основные: 1. Вычленение объекта и предмета. 2. эмпирическая часть исследования 3. описание и объяснение полученных эмпирических фактов. 4. создание гипотезы. 5. Предсказание и проверка полученного знания.

Метод это искусственная система правил и операций, обусловленная свойствами познавательной системы – субъект, объект.

Основные классификации методов: 1. По степени общности 2. По уровням познания (эмпирические и теоретические методы) 3. По этапам исследования.

При этом подразумеваются особенности методов, форм знания и типов исследования. Деление на эмпирические и теоретические уровни важно отличать от других типологий познания, а именно: 1. деление на эмпир и теор не совпадает с делением на практическое и умственное. Эмпирическое и теоретическое это специализированные способы научного познания. Они осуществляются в понятиях и специальными методами. 2. С делением на чувственное и логическое не совпадает с теоретическим и эмпирическим. Чувственное и логическое характерно для любого типа познания и происхождение этого деления опирается на высшую физиологию. Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие.

Уровни научного знания – филосовские понятия отражающие внутреннее структурное разграничение целостной системы научной деятельности и научного знания. Выделяют следующие уровни познания: эмпирический, теоретический и метатеоретичесикй

Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. ПОЗНАНИЕ — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы человеческие действий.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — категории, характеризующие основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания. В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Категории "чувственное" и "рациональное", с одной стороны, "эмпирическое" и "теоретическое" - с другой, достаточно близки по содержанию. Но в то же время их не следует отождествлять друг с другом.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности посредством этого аппарата в ее существенных связях и закономерностях. Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. С др. стороны, теоретическое исследование, развивая и конкретизируя содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными. Задачу науки, заключающуюся в том, чтобы “видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 25. Ч. 1. С. 343), решает теоретическое мышление, неразрывно связанное с эмпирическим познанием. Диалектико-материалистическое решение проблемы Э. и т. служит основой разработки таких важных вопросов гносеологии, методологии и логики науки, как: способы получения научного знания; проверка гипотез; отношение знания, выражающего законы науки, и знания, формулирующего данные наблюдения и эксперимента; природа идеализации, типологии, объяснения и др.

Метатеоретический уровень научного исследования, по сути, не является обособленным и «пронизывает» как эмпирический, так и теоретический уровни научного исследования. Метатеоретический уровень (или блок) представляет собой совокупность идеалов, норм, ценностей, целей, установок, которые выражают ценностные и целевые установки науки.

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: