Период семейной жизни 2 страница

Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.

Мусульманская модель семьи.

Основатель Ислама Мухаммед (Магомет), арабский религиозный, государственный и политический деятель, в своих проповедях значительное место отводил семейно-брачным отношениям. Он прилагал усилия для укрепления индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж должен был одинаково содержать их. Женщины были включены в категорию наследников, им выделялась половина доли мужчины-наследника. Обязанности по содержанию жены и детей возлагались на мужа. Жена могла раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно заключать торговые и финансовые сделки. Были запрещены кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства. При заключении браков следовало отдавать предпочтение верующим невольникам и невольницам перед идолопоклонниками.

Современный ислам объявляет семью первейшим и важнейшим элементом человеческого общества, источником обновления людей. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. В исламе брак считается добродетелью, праведностью и актом поклонения Творцу. Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упростить процедуру заключения брачного договора. Для признания брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме.

Главой мусульманской семьи является мужчина. «Ислам сделал мужчину наставником жены, надзирателем за тем, чтобы домашние дела шли должным и правильным образом. Женщине Ислам повелевает повиноваться мужу и оказывать ему услуги так же, как детям повелевает подчиняться родителям и ухаживать за ними». (В то же время мужчина-повелитель должен заботиться о благоденствии и процветании семьи.) Если семейная жизнь не сложилась, мужчина должен дать развод жене, а жена может выкупить себя у своего мужа. Кроме того, исламский суд вправе расторгнуть брак.

Ряд мусульманских обычаев — выкуп за невесту (калым), выдача замуж несовершеннолетних, затворничество — подчеркивает подчиненное положение женщины. Женское затворничество в исламе — это не только гаремы. Гарем (от арабского «харим» — заповедное место) — женское помещение в мусульманском доме, недоступное чужому взгляду, а также, в переносном смысле, его обитательницы, жены и наложницы хозяина дома. Гаремы встречаются и в других культурах. В истории Востока гарем можно рассматривать как способ выжить для женщины. В гарем входили и бедные родственницы, дети, в том числе чужие, служанки и т. п. Богатство и могущественность мужчины предполагали и большое число иждивенцев.

Элементы женского затворничества в исламе — это ритуальные покрывала, особая застройка поселений. Затворничество объясняется необходимостью оградить мужчину и женщину от аморальных связей, предотвратить половую распущенность. Для этого существует положение о покрывале, запрещено смешивание чужих мужчин и женщин, ограничено пение, танцы и другие поводы совершения греховных поступков. Ислам смотрит на женщину глазами ревнивого мужа. Но исламская мораль обозначает возвышенную цель подобных запретов: укрепить и сохранить семью.

Калым связан не только с исламом, это основное условие заключения брака у тюркских народов. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственные и бытовые предметы и др. В XIX в. распространился денежный калым. Существовал и обычай возвращения невесты в дом отца до полной уплаты калыма. В XX в. в советских республиках Средней Азии, Казахстане стали говорить о взаимном приготовлении сторон к свадьбе, о подарках родителям невесты.

Неравноправное положение женщин проявлялось и в том, что при наследовании мужчина получал долю двух женщин; по шариату, на суде свидетельство одной женщины не принималось во внимание, а свидетельство двух женщин приравнивалось к свидетельству одного мужчины. (Шариат — единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти.)

Статус современной восточной женщины во многом определяется экономическим положением отца, мужа или сына.

Женщина ориентирована на выполнение семейных обязанностей: ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, уход за престарелыми родственниками. Число детей в мусульманской семье традиционно сравнительно высокое. Модернизированный ислам заинтересован удерживать под своим влиянием как можно больше женщин. Поэтому происходит пересмотр отношения к женщине в направлении желательности ее участия в общественной и экономической жизни, получения образования, включая высшее, и т. п.

Этнические и религиозные регуляторы семейной жизни тесно взаимосвязаны, подчас неотделимы друг от друга.

У ряда народов, наряду с предписаниями ислама, в семейно-бытовой сфере господствовали местные адаты. Адат — обычное право народов, сохранивших патриархально-родовые отношения.

К такому разряду относится, например, башкирская семья. Семейно-брачные отношения у башкир характеризуются экзогамией, запрещающей брачные связи (до 7 колена) внутри семейно-родственных групп. Вопрос о браке решался родителями жениха и невесты, а у более взрослых людей — доверенными лицами.

У браков по сватовству существует несколько форм: калымный, колыбельное сватовство, брак отработкой, левират (женитьба младшего брата на вдове умершего старшего брата), сорорат (женитьба на младшей сестре умершей невесты).

Полигамные семьи у башкир были редки, встречались главным образом среди элиты общества как атрибут статуса. Число детей в семье составляло в среднем 5—6 человек. Развод мог быть инициирован любой из сторон. Из всех видов развода по шариату у башкир практиковались толок и хулла.

Развод «талак» производился по инициативе мужчины путем троекратного произнесения слова «талак» («быть свободным» — арабск.). Калым, как правило, не возвращался При разводе «хулла», происходившем по инициативе женщины, жена уплачивала свой махр (калым) или часть приданого за развод. Основанием для развода со стороны мужчины служили неповиновение жены или невыполнение ею супружеских обязанностей. Со стороны жены причинами развода могли быть жестокое обращение, необеспечение продуктами питания, одеждой или невыплата мужем калыма, положенного по брачному договору.

По сравнению с женщинами других мусульманских народов башкирки пользовались большей свободой, объяснявшейся огромной ролью женского труда в кочевом скотоводческом хозяйстве, равной или большей долей приданого по сравнению с калымом, слабым проникновением ислама в семейный быт башкир. Женщина занимала довольно высокое место в обществе как мать, жена и как член общества. Известно, что башкирки участвовали вместе с мужчинами в военных походах. Женщины могли возглавлять племенные союзы и государственные объединения.

Северо-кавказская культура в значительной степени ориентирована на мужчину. В патриархальных обществах Северного Кавказа мужчинам принадлежат все амивные роли. Статус женщины в семье определяется религиозными законами (адата и шариата). В настоящее время национальные представления о мужском и женском поведении в значительной степени продолжают соответствовать традиционным патриархальным представлениям. Для внутрисемейных отношений характерна авторитарная власть старшего мужчины в доме, строгое подчинение младших старшим, зависимое положение женщины, строгая поло-возрастная регламентация труда. В некоторых республиках Северного Кавказа многоженство, существовавшее в годы Советской власти в скрытом виде, получило в настоящее время законодательную и общественную поддержку.

Знание специфики национальной культуры позволяет при необходимости строить психолого-педагогическую работу с семьей с учетом объективных реалий, без навязывания собственных нормативных представлений об идеальной семье. Н.Н. Посысоев, участвовавший в 1997—1998 гг. в акции по оказании психологической помощи мирному населению Чечни, пострадавшему во время вооруженных конфликтов, указывает на необходимость учета этнических норм, регулирующих права и обязанности супругов в чеченских и ингушских семьях. В этих семьях практически не существует разводов. Это вовсе не означает, что между супругами не возникают конфликтные отношения и противоречия, сопровождающиеся мужской агрессией и женскими обидами. По данным социологических исследований, наиболее часто в современной российской семье инициатором развода является именно женщина. В чеченских и ингушских же семьях существуют серьезные препятствия для принятия женщиной такого рода решения, так как в случае развода дети традиционно остаются с отцом или их берут на воспитание родственники мужа. В том случае, если дети остаются с матерью, шансы девочек из неполной семьи на замужество резко уменьшаются, так как считается, что в таком доме недостаточно соблюдается целомудренность воспитания и поведения подрастающей девочки.

Мужчина не стремится к разводу, так как может иметь несколько жен. Поэтому рекомендации, направленные на усиление собственной независимости, автономности и ценностей личностного роста, которые семейный психолог привык давать русским женщинам в ситуации конфликта с мужем, могут быть вредными и неконструктивными в контексте национальных (этнических) традиций.

Отличительной чертой современного общества является сосуществование и взаимовлияние различных философских, религиозных, политических систем. Нормы и правила, действующие в одной культуре, уже не могут восприниматься как абсолютные. Принцип толерантности по отношению к другим взглядам, ценностям, верованиям справедлив и в случае моделей семьи, обладающих как сходством, так и отличиями у разных народов.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях можно говорить о нарушениях семейного функционирования?

2. В чем состоит общественная необходимость семьи?

3. Какие семейные уклады распространены в большей степени?

4. Каким образом соотносятся понятия «брак» и «семья»?

5. Каково значение полифункциональности семьи?

6. Каково современное состояние социального института семьи?

7. Какой смысл вкладывается в понятие «функциональная ценность члена семьи»?

8. Можно ли из специфики выполняемых семьей функций выводить специфику самой семьи?

9. Назовите отличия семьи от других малых групп.

10. Охарактеризуйте основные функции семьи.

11. Почему общество заинтересовано в официальной регистрации брака?

12. Проанализируйте роль семьи в жизни общества и отдельного индивида.

13. Раскройте основные направления и характер изменений функций семьи на современном этапе.

14. Рассматривая семью как систему отношений, о какого рода отношениях ведут речь специалисты?

15. Укажите основные особенности современного брака в европейской культуре.

16. Верно ли, что для представителей некоторых социальных слоев эндогамия оказывается предпочтительной?

17. Почему социальная гомогенность супругов рассматривается как условие стабильности брака?

18. В чем состоит специфика межнационального брака?

19. Какие факторы обусловливают прочность полигамии?

20. Каковы психологические основания моногамии?

21. Назовите экономические, социокультурные и психологические причины серийной моногамии.

22. Как воспринимается развод в современном обществе?

23. Какие закономерности развития эмоциональных отношений ярко проявляются в супружеском союзе?

24. Можно ли говорить о преимуществах официального брака?

25. Почему фактические браки становятся все более популярными?

26. Каковы функции мужчины и женщины в традиционной патриархальной семье?

27. В чем заключается своеобразие семейной роли русской женщины?

28. Как распределяются сферы влияния мужчины и женщины в неопатриархальной и неоматриархальной семье?

29. Какие психологические трудности присущи эгалитарной семье?

30. Охарактеризуйте перспективы развития бикарьерной семьи.

31. Охарактеризуйте возможные психологические трудности, которые могут возникать при межэтническом браке.

Литература

1. Абулъханова-Славская КМ, Стратегии жизни. — М., 1991.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.

3. Аккерман Н, Семейный подход к супружеским расстройствам. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

4. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

5. Алексеев М.Ю., Крылов КА. Особенности национального поведения. — М., 2000.

6. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). — М., 1998.

7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М., 1996.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб., 1992.

9. Берн Э. Лидер и группа. — Екатеринбург, 2000.

10. Бич С., Сандин Э., О'Лири К. Модель депрессии на основе супружеской дискордантности. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

11. Буланакова МА. Брак и регламентация социальной жизни женщины в стюартовском обществе. // Яросл. пед. вестник. — 2001. № 2.

12. Всемирная энциклопедия: Философия. / Главн.науч.ред. и сост. А.А.Грицанов. — М., 2001.

13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

14. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.—СПб., 1998.

15. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. — Тула, 1992.

16. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.

17. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII — XX вв.). — М., 1997.

18. Искандер Ф. Избранное. — М., 1988.

19. Келли Г. Две функции референтных групп. / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М., 1984.

20. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1988.

21. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1995.

22. И.С. Кон. Ребенок и общество. — М., 1978.

23. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. — М., 1997.

24. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.

25. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.,1999.

26. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. — СПб., 1996.

27. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1996.

28. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

29. Мольтманн-Венделъ Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. // Вопросы философии. — 1991. — № 3.

30. Москаленко В.Д. Что угодно для души? — М., 1991.

31. Мудрик А.Е. Социальная педагогика. — М., 1999.

32. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М., 1999.

33. Навайтис Г. Семья и...психолог. — Калининград, 1996.

34. Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии./ Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

35. Основы социально-психологической теории. / Под общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.

36. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. — М., 1993.

37. Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб. — М., 1997.

38. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.—М., 1998.

39. Уэделл М. Семья и ее динамика. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

40. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. — СПб., 2001.

41. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М., 1979.

42. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.

43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.

44. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежных теорий трудовой мотивации. — Ярославль, 1985.

45. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999.

 


 



ГЛАВА 2
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

 

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Определение понятия «жизненный цикл семьи».
Стадии жизненного цикла

Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с семьей на протяжении всего ее существования, используется понятие «жизненный цикл семьи». Считается, что оно введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов XX в.

Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо (например цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым, очень точно определяют присущие семье изменения. С одной стороны, можно говорить о законченном ряде явлений - отдельная семья начинается с момента заключения брака и заканчивается в момент распада семьи или смерти супругов. С другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное время создают свои семьи, повторяя таким образом цепь характерных для семьи событий и позволяя говорить о кругообороте за определенный период времени.

В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».

Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления.

В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства.

С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так, еще П. Сорокин выделял 4 стадии:

· брачная пара в момент образования;

· семья с маленькими зависимыми детьми;

· семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;

· стадия отделения всех детей.

Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:

· стадия предродительства;

· стадия репродуктивного родительства;

· стадия социализированного родительства;

· стадия прародительства.

Содержание стадий следующее.

Стадия предродителъства — это период вступления в брак и зачатия первенца. Супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью».

Стадия репродуктивного родительства — это стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений.

Стадия социализированного родительства — это стадия воспитания детей, которая для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать «продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить со своими родителями.

Стадия прародительства наступает с появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекращения стадии «социализированного родительства», если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов.

Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.

Следует отметить, что за последние 50—100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же «репродуктивного периода» (в терминах А.И. Антонова), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье. А.И. Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:

I стадия — примерно 1,1 года;

II стадия — 2,5 года;

III стадия (если считать от момента рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка) — 14,9 лет плюс 8 лет периода «продолженной социализации»;

IV стадия — 19,9 лет.

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:

· период добрачного ухаживания;

· молодая брачная пара без детей;

· семья с маленькими детьми;

· семья с детьми-школьниками или подростками;

· отделение детей от родителей;

· супружество в позднем возрасте.

Развитие семьи можно рассматривать по аналогии с развитием индивида как чередование этапов спокойного и бурного развития. Момент перехода от одной стадии развития к другой обозначается как кризис.

При этом семья так же, как и индивид, при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» — он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов. Задачей психолога, таким образом, будет помощь в преодолении кризиса, перехода из одной стадии жизненного цикла семьи в другую.

Задачи развития семьи. Стадии родительства

На каждой стадии жизненного цикла семьи по аналогии с жизненным циклом индивида можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.

1. Молодая семья:

· дифференциация от родительской семьи;» установление границ общения с друзьями и родственниками;

· разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.

2. Семья с маленьким ребенком:

· реорганизация семьи для выполнения новых задач;

· поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;

· согласование личных и семейных целей.

3 Семья с ребенком-школьником:

· перераспределение обязанностей;

· проявление участия при наличии проблем с учебой;

· распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.

4. Семья с ребенком-подростком:

· перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;

· изменение типа родительского поведения и ролей;

· подготовка к уходу подростка из дома.

5. Семья как «стартовая площадка» для ребенка:

· сепарация ребенка от семьи;

· корректный уход из дома;

· поступление в колледж, на военную или иную службу.

6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:

· пересмотр супружеских взаимоотношений;

· пересмотр распределения обязанностей и времени;

· адаптация к уходу на пенсию.

На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.

Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.

1. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка. Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского поведения.

2. Стадия выкармливания длится примерно 2—3 года — до того момента, когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с потребностями малыша.

3. Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.

4. Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.

5. Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.

6. Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.

Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и наоборот.

2. ЭТАП ДОБРАЧНОГО УХАЖИВАНИЯ

Задачи развития на этапе добрачного ухаживания

Период ухаживания, строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака. Для того чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:

· научиться устанавливать близкие интимные отношения;

· научиться ритуалу ухаживания, т. е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;

· освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;

· определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим для них является какой-либо иной способ проживания жизни.

Решение каждой из задач может столкнуться с рядом затруднений и породить поведенческие нарушения или эмоциональные проблемы, требующие профессиональной помощи психолога.

Задача установления интимных отношений. Первоначально задача достижения интимности встает как задача установления близких отношений со сверстниками сначала своего пола как психологически более понятного и близкого. Ее решение начинается, как правило, еще в подростковом возрасте, когда подросток продолжает жить внутри родительской семьи. Вовлекаясь в отношения со сверстниками, подросток должен ослабить эмоциональную связь с семьей. Процесс установления близких отношений с ровесниками в терминах психоанализа обозначается как «нахождение объектов любви вне семьи». В качестве способа решения этой задачи выступает дружба, так как это первая самостоятельно выбранная подростком привязанность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: