Профессионального образования. Цель работы: проанализировать особенности мыслительной деятельности педагога

Цель работы: проанализировать особенности мыслительной деятельности педагога. Выявить взаимосвязь интеллекта и креативности, определить скрытый творческий потенциал у студентов.

 

Общие сведения

Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление педагога.

Профессионально-педагогическое мышление - способность преподавателя использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности, умение «видеть» в конкретном явлении его общую педагогическую суть, при осмыслении целей, анализе проблемной ситуации, решении задач.

Педагог профессионального образования должен самостоятельно критически мыслить, уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Процесс мыслительной деятельности педагога основан на описании следующих компонентов: 1) выяснение совокупностей профессионально-педагогических задач, решаемых учителем; 2) описание этапов решения педагогических задач; 3) выявление предметной основы мышления - состава знаний; 4) описание уровней сформированности практически-действенного фонда мышления - совокупности умений; 5) выявление способов решения педагогических задач.

Таким образом, педагогическое мышление - это высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности педагога.

 

 

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека являются, прежде всего, результатом развития ума в процессе его жизни, познания действительности в процессе воспитания. Но одновременно с этим особенности человеческого ума зависят также и от типа нервной системы, от динамики основных нервных процессов возбуждения и торможения, а также от соотношения первой и второй сигнальных систем.

Различия в мыслительной деятельности проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенными из которых являются: широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума. Все это существенные качества интеллекта.

Широта ума выражается, с одной стороны, в широкой познавательной деятельности человека, охватывающей различные вопросы действительности, а с другой - характеризуется всесторонним и творческим подходом к изучаемым вопросам науки и практики. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Глубина мышления является важнейшим качеством познавательной деятельности человека. Глубокий ум выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов жизни, понимать причины возникновения явлений и событий, предвидеть их дальнейшее развитие и находить правильные пути и способы познания окружающей действительности. Развитие глубины ума, как и его широты, обуславливается деятельностью человека, его опытом и знаниями, наличием устойчивых познавательных интересов.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к помощи других людей. Это не значит, что человек, отличающийся самостоятельностью мышления; не опирается на знания, мысли и опыт других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей.

Человек, не обладающий самостоятельным мышлением, усваивает знания и опыт других людей чисто механически, а при решении различных вопросов и задач опирается исключительно на готовые формулы и трафареты, не стремится находить собственные пути и способы их решения.

Критичность ума характеризуется умением человека строго оценивать свои и чужие мысли, тщательно доказывать и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. Он всегда стремится их проверить, испытать на практике. И если окажется, что его мысли не соответствуют действительности, то он, не колеблясь, отбросит их и будет искать новые доказательства и методы решения. Критический ум - это прежде всего дисциплинированный ум, «строгий» и ответственный ум, ничего не принимающий на веру.

Человек с некритическим складом ума страдает легкомыслием и принимает первый возникший вариант решения задачи за окончательный и непогрешимый.

Гибкость ума характеризуется самостоятельностью и свободой мысли при выборе способа решения новых задач. Это ум, которому чужды трафареты и шаблоны, это ум, постоянно ищущий новые и разнообразные способы и действия, всевозможные варианты решения мыслительных задач. Для человека с гибким умом характерен большой диапазон мысли как в анализе, так и в способах и приемах обоснования и доказательств.

У людей с негибким умом отсутствуют эти качества. Их мысль инертна, они могут подолгу застревать на одной и той же мысли и не могут переключиться на новый способ доказательства и решения мыслительной задачи. Другими словами, инерция мышления - это движение мысли по замкнутому и привычному кругу. Это мысль застывшая, которая стремится уложить все новое в рамки старого и привычного.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной окружающей обстановке, быстро обдумать и немедленно принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди - люди с быстрым умом. Необходимость принять быстрое решение определяется характером деятельности человека или особенностями сложившейся конкретной ситуации.

Быстрота мышления является результатом всестороннего развития умственных способностей человека. Она зависит от знаний и образования человека, от степени владения им логическими формами и приемами мышления, от степени развития мыслительных навыков. От быстроты мысли следует отличать торопливость мысли.

Торопливость ума - признак отрицательный. Он характеризуется своеобразной ленью ума, отсутствием способности к длительной и упорной работе. Человек с торопливым умом не испытывает удовлетворения от умственной работы, а поэтому стремится принять любое решение, лишь бы поскорее от нее избавиться. Для ленивого ума самое блаженное и приятное состояние - поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, то человек с таким умом стремится быстрее прекратить это занятие. Торопливость ума - это также поверхностный ум, который выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и неспособен рассмотреть его во всей сложности.

Борьба против торопливости мышления - это борьба за развитие таких качеств ума, которые обеспечивают человеку высокую продуктивность его познавательной деятельности [5].

Таким образом, интеллект это совокупность врожденных и приобретенных при жизни умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности [3].

Креативность, как и интеллект, относится к числу общих способностей, но если интеллект представляет собой способность усваивать уже существующие в обществе знания и умения, а так же, успешно применять их для решения задач, то креативность обеспечивает создание человеком чего-то нового (прежде всего нового для себя, часто являющегося новым и для других).

Креативность (от лат. creation – созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения [7].

Интеллект и креативность вроде бы и разные факторы, но в тоже время между ними есть определенная взаимосвязь.

Личностные особенности обучающихся с разными уровнями интеллекта и креативности приведены в таблице 3.1.

Обучающиеся с высоким уровнем интеллекта и креативности. Они уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки; им присуще внутренняя свобода и высокий самоконтроль. Проявляют интерес ко всему новому и необычному, характеризуются большой инициативностью, но, вместе с тем, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, храня внутреннюю независимость мыслей и действий.

 

Таблица 3.1 – Личностные особенности обучающихся

 

Уровень Высокий интеллект Низкий интеллект
Высокая креативность -Вера в свои возможности. -Хороший самоконтроль. -Хорошая социальная интеграция. -Высокая способность к концентрации внимания. -Большой интерес ко всему новому. -Постоянный конфликт между собственными представлениями о мире и социальными требованиями. -Недостаточно веры в себя. -Недостаточно самоуважение. -Боязнь оценки со стороны окружающих.
Низкая креативность -Стремление к достижению успеха в учебе. -Неудачи воспринимаются, как катастрофа. -Боязнь риска и высказывания собственного мнения. -Снижение общительности. -Боязнь самооценки. -Хорошая (во всяком случае, за внешними признаками) адаптация и удовлетворение жизнью. -Недостаток интеллекта компенсируется общительностью и некоторой пассивностью.

Обучающиеся с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности. Их выделяет стремления к успехам в учебе, которые выражаются в виде отличной оценки. Они чрезвычайно трудно воспринимают неудачу, вместо надежды на успех у них, быстрее, преобладает страх перед неудачей. Они не любят риск, не любят выражать публично свои мнения. Они сдержанны, замкнутые и дистанционируются от своих одногрупников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть оставленными сами на себя и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учебы или деятельности.

Обучающиеся с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности. Эти обучающиеся часто попадают в разряд «изгоев». Они трудно приспосабливаются к общим требованиям, часто имеют увлечения за пределами учебного заведения (хобби, спорт и др.), где получают возможность обнаружить свои творческие склонности. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя. Учителя часто характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с нежеланием выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.

Обучающиеся с низким уровнем интеллекта и креативности. Такие учащиеся, как правило, внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольные своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью, в учебе.

Таким образом, когда высокий интеллект совмещается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и т.п. А при сочетании креативности с невысоким интеллектом видим невротичного тревожного человека с плохой адаптацией к требованиям социального окружения [5].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: