Лексический навык – это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти лексическую единицу в соответствии с коммуникативной задачей.
При работе с новой лексикой, у учащихся могут возникнуть некоторые трудности, связанные с формой слова, со значением слова либо с его употреблением. Рассмотрим это на примере одного из учебников. Для проведения анализа лексических единиц, я взяла учебник "Синяя птица" для 5 класса, первого года обучения, автора Береговская. В данном учебнике автор предусматривает в каждом уроке раздел, где вводятся новые лексические единицы «Notre vocabulaire en images». Для анализа я выбрала урок 2 “La cloche sonne’. Здесь, на 66-67 странице вводится новые лексические единицы. Рассмотрим з из них с точки зрения формы, значения и употребления.
Форма | Значение | Употребление | ||
графическая | звуковая | |||
Un poisson | Написать на доске | Написать транскрипцию, прочесть хором, затем по отдельности | С помощью картинки | - |
Une règle | Написать на доске | - | С помощью наглядных пособий | - |
Elle commence | - | - | Антоним Elle finit | - |
|
|
Автор предусматривает ряд упражнений на тренировку новой данной лексики. Упражнение 6 страница 67 (Соедини в пары слова из правой и левой колонок, противоположные по смыслу). Затем упражнение 8 на странице 68 (Какие слова из нашего словаря в картинках надо вставить, чтобы этот текст стал законченным?).
Цели обучения.
Для ответа на данный вопрос я выбрала учебник для пятого класса Береговской Э.М. «Синяя птица» Unité 4.
Практическая цель обучения конкретизируется по:
1. видам речевой деятельности.
а) аудирование – ex. I p.114 «Pour un euro de chocolats»
Обучение аудированию в данном учебнике предусмотрено.
б) говорение – ex. 38 p.119 «Et toi qu’est – ce que tu fais le dimanche»
Обучение говорению в данном учебнике предусмотрено.
в) чтение – ex. 36(a) p.119 «La lettre a Macha»
Обучение чтению в данном учебнике предусмотрено.
г) письмо – ex. 34 p.118 «Je prepare une surprise»
Обучение письму в данном учебнике предусмотрено.
2. тематике. Данный урок посвящен теме «Nous allons au magasin»
3. жанрам речи. Данный урок включает в себя образцы разговорной речи (ex. 2 p.103), публицистики (письмо – ex.36 p.119)
В данном уроке предусмотрено также достижение общеобразовательной цели:
1. Знакомство учащихся с лингвистическими понятиями, которых нет в родном языке (Verbes irreguliers - p.107).
2. Приобретение учащимися знаний о стране изучаемого языка (texte «Le gouter» – p. 111)
Таким образом, в процессе достижения общеобразовательной цели осуществляется повышение уровня общей культуры учащихся.
В данном уроке предусмотрено также достижение развивающей цели:
|
|
1. Развитие языковых и речевых способностей (способность к логичности мышления – ex. 30 p.117)
2. Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (развитие памяти – «Заучи пословицы»,ex.19(a) p. 111, внимания – ex. C p.68, словесно-логического мышления – ex. 3 p.71)
В данном уроке предусмотрено также достижение воспитательной цели обучения – содержание текстов положительное, воспитывающее уважительное отношение к взрослым, добросовестное отношение к учебе и поручениям, пропагандирующее здоровый образ жизни и здоровое питание.
Таким образом, в данном уроке комплексно реализуются все цели обучения.