Каков порядок сбора подписей в поддержку кандидатов, федеральных списков кандидатов?

Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» сбор подписей в поддержку кандидатов, федеральных списков кандидатов может осуществляться по месту работы, службы, учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены законом. Стоит сразу отметить возможность ситуации, когда при сборе подписей по месту работы или службы на избирателей оказывается давление со стороны начальства (практика подтверждает, что это особенно характерно для военных и военизированных структур, где существует строгая субординация). Такие попытки «стерилизовать» отношения чреваты неприятностями. Поэтому кандидатам, избирательным объединениям надо быть предельно внимательными к сбору подписей по месту работы, чтобы избежать последующих судебных разбирательств и возможных осложнений при проверке подписей избирательной комиссией.

Кроме того, следует учитывать, что подписи, собранные по месту работы или учебы, будут действительными, если подписавшиеся являются избирателями, обладающими активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Если подписи собираются в поддержку федерального списка кандидатов, это не имеет значения, так как все работающие на данном предприятии или учащиеся данного вуза, обладающие активным избирательным правом, живут на территории общефедерального округа. Но когда речь идет о подписях в поддержку депутата-«одномандатника», может оказаться, что не все «подписанты» живут в том округе, где будет баллотироваться данный кандидат.

Запрещаются участие органов управления организаций всех форм собственности, учреждений в сборе подписей, равно как и принуждение ставить подписи и вознаграждение избирателей за внесение подписей. Недопустим сбор подписей в процессе и в местах выдачи зарплаты. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания собранных подписей недействительными и (или) отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата, отказа в регистрации либо отмены регистрации федерального списка кандидатов.

Таким образом, при сборе подписей должны соблюдаться условия, призванные гарантировать «чистоту» процедуры. Кроме того, в законе оговаривается поведение кандидатов при сборе подписей, в частности им запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под этим понимается: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей; использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению (это положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране); проведение сбора подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к так называемым государственным средствам массовой информации с целью проведения сбора подписей.

Таким образом, подробно расшифровывая понятие «использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения», закон создает правовые предпосылки для реального контроля, выявления таких нарушений и принятия со стороны избирательных комиссий соответствующих санкций к кандидатам. Правда, существуют сложности с доказыванием неправомерных действий со стороны участников избирательного процесса, в частности кандидатов, уже являющихся депутатами и повторно баллотирующихся в своих избирательных округах. Не секрет, что в период избирательной кампании они ездят к избирателям и живут в избирательных округах за государственный счет, одновременно и выполняя депутатские обязанности, и ведя предвыборную работу, в том числе организуя сбор подписей избирателей. Тем не менее кандидатам следует вести себя осмотрительнее, имея в виду, что, несмотря на трудности, избирательным комиссиям и судам удается создавать практику применения мер ответственности вплоть до отказа в регистрации или ее отмены из-за использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: