double arrow

Методика анализа прибыли и рентабельности. Распределение использования прибыли тор.орг.

Источником инф-и для анализа ПР служит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность: ф. №1 "Бухгалтерский баланс"; ф. №2 "Отчет о прибылях и убытках" (приложение 2 к бухгалтерскому балансу); ф. №3 "Отчет об изменениях капитала" (приложение 3 к бухгалтерскому балансу); ф. №4 "Отчет о выпуске товаров и услуг по видам экономической деятельности"; ф. №12 (прибыль) "Отчет о финансовых результатах"; ф. №4-ф (баланс) "Отчет о составе средств и источниках их образования"; данные оперативного управленческого учета и других источников.

Основная цель анализа - выявить неиспользованные резервы увеличения ПР и повышения Р-ти. В процессе анализа решаются следующие задачи: 1. устанавливается степень вып. плана по общей СУМ ПР и в разрезе ее видов, а также структурных подразделений и отраслей деятельности; 2 определяется динамика ПР и уровни Р-ти по орг-ии в целом и в разрезе структурных подразделений и отраслей деятельности; 3 производится расчет и оценка влияния основных факторов на ПР и Р-сть; 4 изучаются пропорции и конкретные направления использования и распределения ПР, оценивается их эф-сть.

Чаще при анализе используются экономико-математические и экономико-статистические методы, а для оценки и учета влияния различных факторов на ПР и Р-сть - метод корреляционно-регрессивного анализа. В уравнение множественной регрессии целесообразно включать такие факторы, как товарооборот, производительность и эффективность труда, фондоотдача, товарооборачиваемость, средний уровень торговых надбавок, но возможен и другой набор факторов. Сравнение рассчитанных показателей с фактическими позволяет выявить резервы повышения эффективности хозяйствования.

На ПР и Р-сть влияет множество внешних и внутренних факторов.

К внешним - эк-я ситуация в стране, ур. развития эк-ки, обеспеченность прод. ресурсами, меры гос. регулирования деят-сти орг-ий, инфляция, изменение тарифов, ставок, торговых надбавок и др. Внутренние - объем, состав, структура т/о, эффективность использования ресурсов, ур. расходов на реализацию товаров, система материального труда работников и др.

В процессе анализа прежде всего определяется влияние факторов, формирующих Пр.

Влияние изменения объема т/о на СУММ ПР рассчитывается по формуле:

= (Т1-Т0)*Р0 / 100

Необходимо т/о и ПР привести в сопоставимый вид.

Влияние изменения среднего ур.доходов от реализации товаров на СУММ ПР опред. по формуле:= (Уд1-Уд0)*Т1 / 100

Влияние изменения ур. расх от доходов на СУММ ПР можно рассчитать по формуле:

=(Ур1-Ур0)*Т1 / 100

Влияние изменения ПР по инвестиц и финансовой деятельности определяется прямым счетом по формуле: ΔП инвест = П1 инвест-П0 инвест; ΔП фин= П1фин-П0фин

Совок влияние всех 5ти факторов = П1-П0

Влияние изменения структуры товарооборота и ур-ня издержкоёмкости на Ур РЕНТ определяется методом процентных чисел. По каждой товарной группе рассчитывают отклонение в структуре товарооборота в отчетном году от прошлого периода, которое умножают на уровень рентабельности каждой товарной группы в базисном периоде, чтобы получить процентное число. Сумма процентных чисел по всем товарным группам делится на 100. Результат характеризует изменения структуры товарооборота на уровень рентабельности.

Для торговой организации ПР - источник образования его доходной части.

ПР распределяется на две части: 1.В виде налогов и обязательных отчислений, направляемых в бюджет и внебюджетные фонды. 2Остающуюся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение орг-ии.

Порядок распреде. и использ. ПР, остающейся распоряжении орг-ии, опред. ею самостоятельно в учредительных док-ах или иных локальных нормативных правовых актах.

За счет ЧП, оставшейся в распоряжении организации, могут формироваться ее фонды: 1Фонд накопления (от 40%)создается для финансирования развития орг-ии, новое строительство, реконструкции, приобретения оборуд-я, погашения долгосрочных ссуд и % по ним. Он аккумулирует ПР и другие источники организации для создания нового имущества, приобретения оборуд-я и оборотных средств. По его объему судят о росте имущества фирмы. 2Фонд потребления. (от 30%) Цели: выплата премий, вознаграждений, пособий, трудовых и соц. льгот, выдача беспроцентных ссуд, оплаты доп. дней отпуска, оказания мат. помощи, приобретения путевок, выплата дивидендов и др. Данный фонд выступает источником ср-в, зарезервированных для осуществления мероприятий по соц.развитию и материальному поощрению трудового коллектива. 3Резервный фонд создается, как правило, акционерными общ-ми для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае не достаточной ПР, для покрытия и погашения кредиторской и депонентской задолженности и на другие цели.

Вопросы распределения и использования ЧП республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями, гос. объединениями и хоз. обществами с долей гос-ва в уставном фонде регулируются гос-ми органами управления. Начиная с 2007 года, для этих хоз-их субъектов определены следующие направления распред. и использования ЧП: 1Перечисления части ЧП собственнику имущества. 2Резервирование части ЧП в соответствии с закон-вом и уставом. 3Накопление ЧП для финансирования инвестиций во внеоборотные активы. 4Потребление, связанное с расходами на выдачу займов работникам и выплату вознаграждения по итогам работы за год. 5Покрытие убытков в соответствии с закон-вом. 6Уплата отчислений (членских взносов) в связи с вхождением в состав объединений.

 


 

23. Методы планирования (прогнозирования) прибыли в торговых организациях. Показатели, определяющие экономические границы деятельности организации (точка безубыточности, критическая величина валового дохода, запас финансовой прочности, точка минимальной рентабельности).

В качестве исходной информации при планировании прибыли используются социально-экономические показатели города и района, материалы анализа прибыли и рентабельности за предшествующие годы, планы товарооборота, доходов и расходов на планируемый год.

К основным методам планирования прибыли в современных условиях относятся: метод экстраполяции, метод прямого счета, экономико-статистические методы, метод целевого формирования прибыли, нормативный метод, расчетно-аналитический метод, экономико-математические методы, метод оптимизации плановых решений, метод «CVP», метод прогнозирования денежного потока, метод факторного моделирования и др.

Метод экстраполяции является наиболее простым методом планирования. Он основан на результатах горизонтального (трендового) анализа динамики прибыли за ряд лет и выявлении тенденции ее развития. Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает изменения факторов внешней и внутренней среды, влияющих на прибыль в планируемом периоде. Этот метод может быть использован лишь на относительно короткий прогнозный период.

Метод прямого счета является относительно простым и достаточно надежным методом планирования прибыли, но может быть использован только в том случае, если предварительно уже обоснованы планы товарооборота, доходов и расходов организации. При использовании этого метода плановая сумма прибыли от реализации определяется как разность между доходами от реализации товаров за вычетом отчислений и расходами от реализации товаров. Недостаток этого метода в том, что он основан на одновариантном расчете планируемых показателей.

Нормативный метод является одним из простых методов планирования. В качестве норматива может быть применена норма прибыли на вложенный капитал. Вложенный капитал определяется как прогнозируемая сумма основных и оборотных средств.

Метод «CVP» или метод планирования прибыли с использованием системы «взаимосвязь расходов, товарооборота и прибыли» позволяет определить виды прибыли при наличии той же информации, которая используется при применении метода прямого счета. При использовании этого метода первоначально определяется точка безубыточности в плановом периоде, а затем сумма маржинального дохода (сумма прибыли и постоянных расходов). Этот метод планирования может быть использован для оперативной корректировки плана прибыли в случае изменения условий хозяйственной деятельности и плановых объемных показателей.

Метод целевого формирования прибыли на плановый период позволяет обеспечить наибольшую взаимосвязь плановых показателей со стратегией деятельности торговых организаций. Суть этого метода заключается в определении потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли. Определение прибыли на плановый период этим методом служит базой для планирования других показателей деятельности организации: дохода от реализации и товарооборота.

Метод прогнозирования денежного потока широко используется в странах с развитой рыночной экономикой. Этот метод базируется на планировании потока денежной наличности, т.е. поступления денежных средств в организацию по периодам. Прибыль определяется как сумма прироста денежного потока за этот период.

Метод факторного моделирования позволяет осуществить многовариантные расчеты прибыли на плановый период путем последовательного применения заданных значений отдельных факторов. С учетом степени влияния отдельных факторов строится многофакторная регрессионная модель.

Проверка обоснованности выбранного оптимального плана-прогноза прибыли может быть осуществлена на основе индексной модели, ориентированной на эффективное функционирование организации:

Iп>Iт>Iрес>Iфзп,

где Iп – индекс изменения прибыли,

Iт – индекс изменения товарооборота,

Iрес – индекс изменения суммы основных фондов и оборотных средств,

Iфзп – индекс изменения фонда заработной платы.

Показатели, определяющие экономические границы деятельности организации:

- точка безубыточности:

Тб = Рпост.р. / (УДр – УРпер) ×100%

УДр. – уровень дохода от реализации

УРпер.р. – уровень условно постоянных расходов на реализацию

Р пост.р. – сумма условно постоянных расходов на реализацию

- критическая величина валового дохода:

Дкр=Рпост.р./Кпок.

Р пост.р. – сумма условно постоянных расходов на реализацию

К пок. – коэффициент покрытия

Кпок.=(УДр.-УРпер.р.)/УДр.

УДр. – уровень дохода от реализации

УРпер.р. – уровень условно постоянных расходов на реализацию

- запас финансовой прочности:

ЗФП=(Дпл.р.-Дкрит.р.)/Дпл.р.×100%

Дпл.р. – сумма планируемого дохода от реализации

Дкрит.р. – критическая величина дохода от реализации

или можно так ЗФП = (Тр – Тк)/Тр×100,

Тр — плановый расчетный товарооборот

Тк — товарооборот в критической точке (Тб)

- точка минимальной рентабельности:

Тмин.рен. = (Рпост.р.+Пмин.)/ (УДр – УРпер) ×100%

Пмин. – минимальная прибыль.

Пмин.=(К×Рмин)/(100-Н)

Рмин. – минимальная ставка по депозитам банка

Н – налог на прибыль в %


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: