• При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).
• 1. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов, например: Большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против 2.Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, например: Подавляющее большинство населения голосовало за лидера движения «Реформы - новый курс».
• При оборотах указанного типа, образованных сочетанием «именительный падеж плюс предлог с плюс творительный падеж», сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа.
• Форма множественного числа сказуемого показывает, что в роли подлежащего выступает все сочетание, т. е. действие приписывается двум равноправным субъектам, например: После обеда Лось с Русаковым пошли посмотреть склады и магазины (Семушкин); Встали и Воропаев с Корытовым (Павленко).
• При подлежащем -вопросительном местоимении кто глагол-сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени - в мужском роде, независимо от числа производителей действия и их принадлежности к мужскому или женскому полу, например: Кто присутствовал на последнем занятии? Кто из сотрудниц нашего отдела записался в кружок кройки и шитья?
• При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого, при обратном порядке (сказуемое предшествует подлежащим) - форма единственного числа. Например:
• а) Жара и засуха стояли более трех недель. Гул орудий и грохот взрывов расплескались широко по осенней земле.
• б)До Райского и Марфиньки долетел грубый говор, грубый смех, смешанные голоса, внезапно притихшие... Появилась ломота во всех членах и мучительная головная боль. Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги.
Мы говорим: по окончании, по завершении,по прибытии: по приезде;
Мы говорим: их книги (а не ихние)
Мы говорим: класть (а не покласть)
Мы говорим: положить (а не ложить)
Задание А-6, А-7.
Текст.
(Смысловая и композиционная целостность текста, последовательность предложений, средства связи)
Самые распространенные средства связи:
ü личные местоимения (океан-он)
ü указательные местоимения (к такому выводу…)
ü притяжательные местоимения (их исследования.)
ü эллипсис (пропуск, легко восстанавливаемый)
ü вводные слова (во-первых..)
ü союзы (мы тоже..)
ü синонимы (ученые-исследователи)
ü антонимы (жизнь-смерть)
ü наречия времени (сначала- потом)
ü однокоренные слова (вода-водяные)
ü частицы (именно эти..)
ü повторы (любовался, восторгался, замирал)
Задание А-8
Предложение.
(грамматическая основа, подлежащее и сказуемое)
См. зад В-4.
Задание А-9.
Синтаксический анализ предложения
(обобщение)
Синтаксический анализ предложения следует начинать с выделения грамматической основы.
Классификация предложений:
Простые:
– двусоставные (подлежащее и сказуемое)
– односоставное (или подлежащее, или сказуемое)
Сложное:
v ССП
v СПП
v БСП
v С разными видами связи
Задание А-10
Морфологический анализ
Морфология- раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.