Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное

• При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).

• 1. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов, например: Большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против 2.Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, например: Подавляющее большинство населения голосовало за лидера движения «Реформы - новый курс».

• При оборотах указанного типа, образованных сочетанием «именительный падеж плюс предлог с плюс творительный падеж», сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа.

• Форма множественного числа сказуемого показывает, что в роли подлежащего выступает все сочетание, т. е. действие приписывается двум равноправным субъектам, например: После обеда Лось с Русаковым пошли посмотреть склады и магазины (Семушкин); Встали и Воропаев с Корытовым (Павленко).

• При подлежащем -вопросительном местоимении кто глагол-сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени - в мужском роде, независимо от числа производителей действия и их принадлежности к мужскому или женскому полу, например: Кто присутствовал на последнем занятии? Кто из сотрудниц нашего отдела записался в кружок кройки и шитья?

• При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого, при обратном порядке (сказуемое предшествует подлежащим) - форма единственного числа. Например:

• а) Жара и засуха стояли более трех недель. Гул орудий и грохот взрывов расплескались широко по осенней земле.

б)До Райского и Марфиньки долетел грубый говор, грубый смех, смешанные голоса, внезапно притихшие... Появилась ломота во всех членах и мучительная головная боль. Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги.

Мы говорим: по окончании, по завершении,по прибытии: по приезде;

Мы говорим: их книги (а не ихние)

Мы говорим: класть (а не покласть)

Мы говорим: положить (а не ложить)

 

Задание А-6, А-7.

Текст.

(Смысловая и композиционная целостность текста, последовательность предложений, средства связи)

Самые распространенные средства связи:

ü личные местоимения (океан-он)

ü указательные местоимения (к такому выводу…)

ü притяжательные местоимения (их исследования.)

ü эллипсис (пропуск, легко восстанавливаемый)

ü вводные слова (во-первых..)

ü союзы (мы тоже..)

ü синонимы (ученые-исследователи)

ü антонимы (жизнь-смерть)

ü наречия времени (сначала- потом)

ü однокоренные слова (вода-водяные)

ü частицы (именно эти..)

ü повторы (любовался, восторгался, замирал)

 

 

Задание А-8

Предложение.

(грамматическая основа, подлежащее и сказуемое)

См. зад В-4.

Задание А-9.

Синтаксический анализ предложения

(обобщение)

Синтаксический анализ предложения следует начинать с выделения грамматической основы.

Классификация предложений:

Простые:

– двусоставные (подлежащее и сказуемое)

– односоставное (или подлежащее, или сказуемое)

Сложное:

v ССП

v СПП

v БСП

v С разными видами связи

Задание А-10

Морфологический анализ

Морфология- раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: