Вопрос 2. Неопределенность информации

ТЕМА 12

ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ

План:

1. Информация и ее роль в рыночной экономике

2. Непределенность информации

3. Риск в условиях неопределенности

4. Моральный риск и рынок страхования

5. Проблема «принципал-агент»

6. Преодоление информационной неопределенности

Литература

1. Стиглиц Дж. Информация и изменение парадигмы экономической теории. // Экономический вестник. – Вып. 3. – № 3. – 2003. – С. 336-421.

2. Белянин А. ДэниелКанеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения // Вопросы экономики. – № 1. – 2003. – С. 4-23.

3. Ясинский Ю.М., Тихонов А.О. Развитие социально-экономических систем: Монография

Вопрос 1.Информация и ее роль в рыночной экономике

Экономическая информация (ЭИ) – это совокупность сведений о состоянии и развитии экономических процессов. Экономическая информация сопровождает все этапы общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Информацию способствует уменьшению или устранению неопределенности.

Информация в экономике является:

1) важнейшим фактором производства;

2) объектом купли-продажи, т.е. товаром;

3) элементом рыночного механизма, который наряду с ценой влияет на рыночное равновесие;

4) важным инструментом конкурентной борьбы.

В отличие от других факторов производства ЭИ:

1) ускоряет процесс воспроизводства за счет уменьшения периодов производства и обращения;

2) способна повысить экономическую эффективность за счет сокращениядругих ресурсов.

В историческом аспекте развития общества одни факторы становятся менее значимыми и уступают место другим. Когда-то земля и трудуступили дорогу капиталу, сейчас капитал уступает дорогу информации, играющей все более определяющую роль в успехе производственной деятельности.

Микроэкономикарассматривает влияние информации на результаты деятельности хозяйственных субъектов, т.е. их издержки и прибыль.

 

Вопрос 2. Неопределенность информации

Информация как производственный ресурс является ограниченной. В то же время хозяйственная деятельность фирмы протекает в условиях некоторой неопределенности, при которой неизвестно, как будут развиваться предстоящие события. Например, неизвестна степень колебания цен, спроса, ожидаемого дохода.

Неопределенность информации – это такое состояние экономики, когда определенное действие имеет несколько результатов. Неопределенность информациибывает двух видов:1) неполнота информации; 2) асимметричность информации.

Неполнота информации - это недостаток информации о вероятных будущих событиях.

Асимметричность информации - это неравномерное распределение информации между сторонами сделки, которое может привести к бОльшимиздержкам или прибыли для одной стороны, чем для другой.Асимметричность возникает, когда одни участники рынка имеют доступ к важной информации, а другие не имеют.

Пример 1. Вы желаете купить объект недвижимости в историческом центре города. Информация о проведении торгов должна быть опубликована в печати. В том случае, если государством не определены печатные издания, а Вы влияете на распространение информации, то как лицо заинтересованное можете дать информацию о торгах в газете «О вкусной и здоровой пище», а не в газете «Недвижимость». В результате количество потенциальных покупателей уменьшится, а Ваши шансы диктовать цену возрастут.

Например 2. Вы пришли устраиваться на работу, успех в которой зависит от Ваших умений ладить с людьми. Ваш работодатель (в данном примере покупатель труда) оценивает вероятность того, что Вы «задержитесь» на этой работе надолго как 50 на 50. Но Вы, зная, что у Вас неуживчивый и конфликтный характер, свои шансы расцениваете намного меньше, однако работодателю об этом не говорите, чтобы получить эту работу. Это пример асимметрии информации в пользу продавца. В этой ситуации работодатель будет нести бесполезные издержки на Ваше обучение.

Пример 3. Чичиков скупал «мертвые души», которые были формально живыми, т.к. факт их смерти устанавливался только в результате переписи населения, которая проводилась один раз в 10 лет. Скупал по 10 коп., затем закладывал их как собственность в Дворянском банке по 300 р. - чистый навар на каждом крестьянине 299 р. 90 коп. Асимметричность информации в пользу покупателя (заемщика) вызвана юридической прорехой в законе: банк не имел возможности проверить наличие имущества, которое являлось гарантией возврата кредита.

Как правило, появление любого товара на рынке связано с неполнотой или асимметричностью информации. Наиболее яркими примерами являются рынок страхования, кредитный рынок, рынок ценных бумаг, рынок труда. Продавцы и покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод.

Рынки с несовершенной информацией приводят к отрицательному отбору (negativeselection), когда высококачественные товары вытесняются с рынка низкокачественными товарами. Отрицательный отбор – распространенное явление в современной экономике.

Пример 4. На рынке парфюмерии есть дорогие духи и «серая» подделка поддорогие, которую распознать сложно, пока не сделаешь покупку. И продавец хорошего товара, и продавец плохого называет товар хорошим. Купив «серые» духи, покупатель в будущем будет расценивать все духи как поддельные. В результате рынок хороших духов исчезнет, т.к. покупатели откажутся платить за них дорого, рыночная цена сложится на уровне средней из хороших и плохих, что устроит продавцов плохих духов, но не устроит продавцов хороших духов. В этом примере асимметричность информации в пользу продавца «серого» товара. Если бы продавцы и покупатели обладали полной информацией о качестве, то возникли бы два рынка (рынок хороших духов и рынок «серых» духов), т.к. всегда есть те покупатели, которые хотят хорошие духи и готовы за них дорого платить, как и те, кто предпочитает только низкую цену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: