Разновидностью морального риска является проблема «заказчик-агент» (принципал-агент), которая свойственна корпоративной форме организации бизнеса, когда функции собственника и управленца разделены. В силу того, что агент (например, наемный директор, управляющий компанией) имеет дело с непосредственным принятием решений, он обладает большей по сравнению с заказчиком (собственником) информацией о возможностях и последствиях этих решений. Поэтому агент может предпринимать скрытые от заказчика действия, обеспечивающие достижение собственных интересов в ущерб интересам заказчика. Например, такая проблема возникает между вкладчиками и банком: цель вкладчика – получить надбавку к своему капиталу, поэтому он предоставляет право банку пользоваться деньгами. Цель банка – заработать прибыль для себя, поэтому банк может пойти на более рискованные операции (вкладчик не может его контролировать), в результате прибыль может быть не получена.
Другой пример. Вы купили акции акционерного общества, однако управлять этим АО может лицо, не являющееся акционером. Он может принять управленческие решения в своих интересах в ущерб интересам акционеров.
Для устранения проблемы «Заказчик-агент» от заказчика требуются дополнительные издержки (например, контроль над работой агента).
Существование проблемы «Заказчик-агент» является следствием асимметричности информации в пользу агента и несовпадением интересов агентов и заказчиков.