Проблема неопределенности информации является чрезвычайно важной. Особенно остро она стоит при оценке долгосрочных прогнозов.
Существуют различные способы снижения риска в условиях неопределенности информации, которые можно объединить в 4 группы: 1) создание рыночных сигналов; 2) диверсификация рисков; 3) страхование; 4) государственное вмешательство.
Рыночные сигналы - это способ элиминировать (в данном случае, исключать) информационную асимметрию.Если информационная неопределенность вызвана недостатком или искажением информации, то подача рыночных сигналов о товаре позволяет участникам рынка получить недостающие сведения.
Для товарных рынков сигналами являются: послепродажное обслуживание; сертификация продукции; репутация фирмы («Мы 20 лет на рынке» или «Мы вернем Вам деньги, если товар не понравился»).
Для рынков труда сигналами являются сведения об образовании и стаже работы; собеседование, требование рекомендации с прежнего места работы.
На рынке ссудного капитала - предоставление заемщиком имущества в залог; поручительство другого лица.
|
|
На рынках капитала широко используется диверсификация - способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы.
Страхование позволяет за счет некоторых дополнительных затрат (покупка страхового полиса) снизить или полностью возместить убытки при наступлении страхового случая.
В решении проблемы неопределенности информации велика роль государства, которое
1) формирует нормативную базу взаимоотношений субъектов рынка;
2) создает систему стандартизации;
3) защищает права потребителей;
4) позволяет участникам рынкасобирать сведения друг о друге: страховые компании могут потребовать сведения о хронических заболеваниях страхователя, о частоте совершаемых ДТП; кредитные организации – о платежной дисциплине потенциального заемщика, его доходах и др.; работодателимогут выдвигать требования о стаже работы.
5) требует от производителей предоставления определенной информации для потребителей.
В отношении форс-мажорных рисков методов нейтрализации нет.
Существование проблемы неполной и асимметричной информации делает объективной необходимостью вмешательство государства в регулирование рыночной экономики.