Структура системы правового обеспечения информационной безопасности

ТЕМА 12. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Государственная политика в области информационной безопасности.

Структура системы правового обеспечения информационной безопасности.

Правовая защита от угроз воздействия информации на личность, общество, государство.

Государственная политика в области информационной безопасности.

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

2. КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. №575

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Согласно ст. 4 Концепции информационная безопасность - состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности можно разделить на следующие виды:

1) угрозы конституционным правам и свободам человека

2)угрозы информационному обеспечению государственной политики

3)угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных систем и сетей, как уже созданных, так и создаваемым на территории государства

Угрозы информационному обеспечению государственной политики:

1) монополизация информационного рынка или его отдельных секторов отечественными или зарубежными информационными структурами

2) блокирование деятельности государственных СМИ по информированию отечественной и зарубежной аудитории

3) отсуствие системы формирования и реализации государственной информационной политики

Источники угроз информационной безопасности подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние:

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленные против интересов государства в информационной сфере

обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами

деятельность космических, воздушных, морских и иных средств разведки иностранных государств и т.д.

Внутренние:

недостаточная координированность органов госвласти

недостаточная экономическая мощь государства

недостаточная разработанность нормативной базы

неразвитость институтов гражданского общества и недостаточных государственный контроль за развитием информационного рынка и т.д.

К мероприятиям по реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности относятся:

1) разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства за деятельностью государственных СМИ и осуществление информационной политики

2) принятие и разработка государственных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов, государственных программ по повышению правовой культуры, а также компьютерной грамотности граждан

3) развитие инфраструктуры единого информационного пространства

4) комплексное противодействие угрозам информационной войны

5) пресечение компьютерных преступлений

6) повышение эффективности системы подготовки кадров И т.д.

Основные направления государственной политики в данной сфере:

1) формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики и учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий

2) создание условий для эффективного участия граждан, юридических лиц и государства в международном сотрудничестве

3) обеспечение информационной безопасности для общества и государства путем совершенствования законодательства

4) создание условий для эффективного использования глобальных (международных) информационных сетей

 

Структура системы правового обеспечения информационной безопасности.

Право в области обеспечения информационной безопасности - это подотрасль информационного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в информационной сфере.

Объект права - информационная безопасность, а предмет - общественные отношения в области обеспечения информационной безопасности.

Система обеспечения национальной безопасности - совокупность взаимодействующих субъектов обеспечения национальной безопасности и средств, используемых ими для осуществления деятельности по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Система информационной безопасности состоит из следующих элементов:

субъекты обеспечения безопасности - органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане;

- законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Правовую основу системы обеспечения национальной безопасности составляют

1. Конституция Республики Беларусь,

2. законы Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации»

3. нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь (КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. №575, Указ № 60 Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г.О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет)

4. иные акты законодательства, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе международные договоры Республики Беларусь.

Для решения задач обеспечения национальной безопасности создаются силы обеспечения национальной безопасности, в состав которых входят:

1. Вооруженные Силы,

2. органы государственной безопасности,

3. органы пограничной службы,

4. внутренние войска Министерства внутренних дел,

5. Служба безопасности Президента Республики Беларусь,

6. Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь,

7. органы внутренних дел,

8. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям,

9. органы финансовых расследований,

10. таможенные органы,

11. орган финансового мониторинга,

12. подразделения (службы) иных государственных органов, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, безопасность связи и информации, а также охрану окружающей среды, и другие.

Основными показателями состояния национальной безопасности выступают:

доля в ВВП инвестиций в основной капитал;

уровень инновационной активности промышленных предприятий;

внутренние затраты на научные исследования и разработки;

платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета;

индекс развития человеческого потенциала;

суммарный коэффициент рождаемости;

уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, образования;

уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций;

обеспеченность военными кадрами;

оснащенность Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой;

коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: