ТЕМА 12. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Государственная политика в области информационной безопасности.
Структура системы правового обеспечения информационной безопасности.
Правовая защита от угроз воздействия информации на личность, общество, государство.
Государственная политика в области информационной безопасности.
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
2. КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. №575
Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Согласно ст. 4 Концепции информационная безопасность - состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности можно разделить на следующие виды:
1) угрозы конституционным правам и свободам человека
2)угрозы информационному обеспечению государственной политики
3)угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных систем и сетей, как уже созданных, так и создаваемым на территории государства
Угрозы информационному обеспечению государственной политики:
1) монополизация информационного рынка или его отдельных секторов отечественными или зарубежными информационными структурами
2) блокирование деятельности государственных СМИ по информированию отечественной и зарубежной аудитории
3) отсуствие системы формирования и реализации государственной информационной политики
Источники угроз информационной безопасности подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние:
деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленные против интересов государства в информационной сфере
обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами
деятельность космических, воздушных, морских и иных средств разведки иностранных государств и т.д.
Внутренние:
недостаточная координированность органов госвласти
недостаточная экономическая мощь государства
недостаточная разработанность нормативной базы
неразвитость институтов гражданского общества и недостаточных государственный контроль за развитием информационного рынка и т.д.
К мероприятиям по реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности относятся:
1) разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства за деятельностью государственных СМИ и осуществление информационной политики
2) принятие и разработка государственных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов, государственных программ по повышению правовой культуры, а также компьютерной грамотности граждан
3) развитие инфраструктуры единого информационного пространства
4) комплексное противодействие угрозам информационной войны
5) пресечение компьютерных преступлений
6) повышение эффективности системы подготовки кадров И т.д.
Основные направления государственной политики в данной сфере:
1) формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики и учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий
2) создание условий для эффективного участия граждан, юридических лиц и государства в международном сотрудничестве
3) обеспечение информационной безопасности для общества и государства путем совершенствования законодательства
4) создание условий для эффективного использования глобальных (международных) информационных сетей
Структура системы правового обеспечения информационной безопасности.
Право в области обеспечения информационной безопасности - это подотрасль информационного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в информационной сфере.
Объект права - информационная безопасность, а предмет - общественные отношения в области обеспечения информационной безопасности.
Система обеспечения национальной безопасности - совокупность взаимодействующих субъектов обеспечения национальной безопасности и средств, используемых ими для осуществления деятельности по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь и обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Система информационной безопасности состоит из следующих элементов:
субъекты обеспечения безопасности - органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане;
- законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Правовую основу системы обеспечения национальной безопасности составляют
1. Конституция Республики Беларусь,
2. законы Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации»
3. нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь (КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. №575, Указ № 60 Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г.О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет)
4. иные акты законодательства, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе международные договоры Республики Беларусь.
Для решения задач обеспечения национальной безопасности создаются силы обеспечения национальной безопасности, в состав которых входят:
1. Вооруженные Силы,
2. органы государственной безопасности,
3. органы пограничной службы,
4. внутренние войска Министерства внутренних дел,
5. Служба безопасности Президента Республики Беларусь,
6. Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь,
7. органы внутренних дел,
8. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям,
9. органы финансовых расследований,
10. таможенные органы,
11. орган финансового мониторинга,
12. подразделения (службы) иных государственных органов, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, безопасность связи и информации, а также охрану окружающей среды, и другие.
Основными показателями состояния национальной безопасности выступают:
доля в ВВП инвестиций в основной капитал;
уровень инновационной активности промышленных предприятий;
внутренние затраты на научные исследования и разработки;
платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета;
индекс развития человеческого потенциала;
суммарный коэффициент рождаемости;
уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, образования;
уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций;
обеспеченность военными кадрами;
оснащенность Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой;
коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов.