Современным методом планирования маркетинговых затрат является метод предельных маркетинговых бюджетов, основанный на том, «что эластичность реакции потребителей меняется в зависимости от интенсивности маркетинговых усилий». При этом определяется такое расходование средств на использование каждого элемента комплекса маркетинга, которое приводит к наилучшим результатам (наибольшей величине эффекта).
Из каких составляющих складываются транзакционные затраты в маркетинговой деятельности?
Как известно, сделка возможна в том случае, если имеются две стороны, между которыми может быть совершен обмен материальными и (или) нематериальными ценнос-тями. Каждый такой обмен многие маркетологи предлагают называть трансакцией. Под ней понимается факт обмена товарами и (или) деньгами, информацией.
С учетом приведенного определения трансакции мар-кетинг можно рассматривать как человеческую деятельность, призванную обеспечить совершение эффективных трансакций. При этом с позиций классического маркетинга взаимоотношения между фирмой и клиентом ограни-чиваются лишь отдельными трансакциями. Иными словами отношения между сторонами сводятся к продаже (покупке) некоторого товара или оказания определенной услуги. Неявным образом первостепенное значение имеет завоевание потенциального клиента в целях совершения им впоследствии сделки по купле-продаже конкретного товара. В случае, если такая сделка состоялась, она рассматривается как отдельная трансакция, совершенная в определенный интервал времени в результате обмена некоторыми ценностями между двумя заинтересованными сторонами. В качестве одной из сторон выступает клиент, который рассматривается не как конкретный покупатель, а скорее как абстрактный целевой сегмент или рынок. Воздействуя на такой целевой рынок с использованием различных инструментов политики продвижения, фирма стремится склонить потенциальных покупателей к совершению сделок по купле-продаже предлагаемых товаров. При этом обе стороны не всегда располагают достаточной информацией, а порой и вовсе не осведомлены друг о друге. Непосредственные взаимоотношения, симпатии, пре-ференции или даже лояльность имеют лишь второстепенное значение. Существующие отношения между фирмой и клиентом ограничиваются лишь отдельными трансакциями. Каждая из трансакций ограничена конкретными сроками начала и завершения сделки, которые оговариваются в заключаемых сторонами типовых договорах.
|
|
Обычно выделяют следующие виды трансакционных затрат:
1. Затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг).
2. Затраты по ведению переговоров и заключению контрактов.
3. Затраты измерения.
4. Затраты спецификации и защиты прав собственности.
5. Затраты по юридической защите контракта (например, судебные расходы при его нарушении).
Таким образом, трансакционные затраты возникают и до процесса обмена, и в процессе обмена, и после него.