Урок в системе личностно ориентированного образования

 

 

Постановка учебной задачи и целеполагание

«Открытие» учениками нового знания

Первичное закрепление (комментирование)

Самостоятельная работа с проверкой в классе (текущий контроль, самопроверка)

Решение задач на повторение

Решение тренировочных задач

Контроль (принцип минимакса)

Схема проведения уроков в системе личностно-ориентированного обучения может быть представлена следующим образом:

Этапы, включенные в урок введения нового понятия, отмечены пунктирной линией.

Основные этапы урока математики в традиционном и личностно-ориентированном

обучении по Л.Г.Петерсон

Традиционный урок Личностно-ориентированный урок
Организационный момент Сообщение темы и цели урока Актуализация знаний Объяснение нового материала Закрепление Контроль Итоги урока Организационный момент, общий план урока Постановка учебной задачи «Открытие» учениками нового знания Первичное закрепление (комментирование) Самостоятельная работа с проверкой в классе (самопроверка) Повторение и закрепление ранее изученного материала Итоги урока, рефлексия

 

Основные этапы традиционного урока не обеспечивают прохождения учеником необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются: постановка учебной задачи; учебные действия; действия самоконтроля и самооценки.

Рассмотрим подробнее все этапы личностно-ориентированного урока.

Постановка учебной задачи. На этом этапе в список заданий включается вопрос, создающий коллизию, т.е. проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика, которая формирует у него потребность в освоении понятия. Четко формулируется познавательная цель.

«Открытие» учениками нового знания. Этот этап урока связан с решением проблемы, поиск которых осуществляется самими учениками в ходе дискуссии, обсуждения на основе предметных действий с материальными или материзованными объектами. Учитель организует диалог, в завершении подводит итог, знакомит с общепринятой терминологией.

Первичное закрепление. Оно осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание в громкой речи установленных алгоритмов действий (что делаем, почему, что должно получиться). Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков объекта, варьирования несущественных, многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.

Самостоятельная работа с проверкой в классе. Задача этого этапа – самоконтроль и самооценка учащихся. Самоконтроль побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается).

Перечисленные выше этапы работы над новым понятием лучше осуществлять на одном уроке, не разрывая во времени. Обычно на это уходит 20-25 минут урока. Оставшееся время посвящается закреплению знаний и умений, накопленных ранее, их интеграции с новым материалом, а также опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же осуществляется работа над ошибками, возникшими на этапе самоконтроля.

Домашнее задание включает упражнения, в которых необходимо соотносить частное и общее, вычленять устойчивые связи и закономерности. Такие задания носят, как правило, продуктивный характер.

Тренировочные упражнения. На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведения его на уровень автоматизированного умственного действия, происходит виток в процессе познания.

Закрепление знаний на личностно-ориентированном уроке ведется параллельно с изучением новых идей, углубляются изученные свойства и отношения, расширяется кругозор учащихся. Поэтому даже в тренировочные уроки включаются элементы нового знания. Это может быть углубленное изучение знакомого материала, опережающая подготовка к изучению следующих тем. Такая структура уроков позволяет каждому учащимуся продвигаться вперед собственными темпами: более сильные всегда получают «пищу для ума», а у слабых есть время, чтобы полностью усвоить необходимый материал.

Отсроченный контроль знаний. Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке, контроль – по нижней). Суть данного принципа в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. При такой проверке будет сведена к минимуму негативная реакция на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде оценки. Задача учителя – вывести оценку по планке, необходимой для дальнейшего саморазвития учащегося.

 

Личностно-ориентированное обучение математике

(по материалам концепции В.Ф. Дорофеева, Л.Г. Петерсон)

Основные принципы концепции

Принцип деятельности (деятельностного подхода). Он заключается в том, что формирование личности ученика и его продвижение осуществляется только в процессе деятельности, направленной на «открытие» нового знания.

Принцип целостного представления о мире. Его суть в следующем: у ребенка должно быть сформировано обобщенное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Главной задачей личностно-ориентированного обучения математике является не просто формирование у учащихся научной картины мира, а личностного отношения к полученным знаниям, а также умений применять их в собственной практической деятельности.

Принцип непрерывности. Данный принцип заключается в том, что осуществляется преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методик обучения.

Принцип минимакса. Суть данного принципа в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода, т.к. это саморегулирующаяся система. Слабый ученик может ограничиться минимальным содержанием, а сильный возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями – они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не уход от двойки, что более важно для развития мотивационной сферы личности учащегося.

Принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

Принцип вариативности. Этот принцип предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности существования различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Создание таких условий учит школьников воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в панику, а находить конструктивные пути решения проблемы. С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает учителю право выбора учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако он накладывает и большую ответственность на учителя за результаты обучения.

Принцип творчества (креативности). Он предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение им опыта творческой деятельности, т.е. способности школьников самостоятельно находить решение новых задач, самостоятельно «открывать новое знание».

 

Памятка студенту (методические указания по разработке урока в условиях личностно-ориентированного обучения учащихся)

Постарайтесь стимулировать активную позицию учащихся, содействовать развитию их индивидуальности. Этого можно достичь путем реализации следующих мер:

позитивное отношение к мнению учащихся, стимулирование самостоятельности суждений и выводов учеников;

включение учащихся в ситуации инициативы и выбора на уроке и во внеучебное время;

поощрение выбора учеником и использования различных способов учебной работы над заданием с обоснованием этого выбора;

включение всех учащихся в работу с их субъектным опытом.

 

Приведем ряд примеров.

Постановка ученика в субъектную позицию возможна через применение на уроке особых обращений к учащимся, которые демонстрируют значимость вкладов каждого ученика, а не только учителя в разрешении проблемы; привлекают внимание к способам учебной работы; призывают подумать над сформулированной проблемой, планом решения или полученным ответом. Вот один из вариантов личных обращений к учащимся: «мы получили», «мы видим», «запишите», «переведите», «расшифруйте» и т.п. Учитель должен подчеркнуть, что благодаря совместному поиску и действиям каждого ученика была разрешена проблема.

Ученику позволяется выбирать способы решения заданий. Так, в учебнике 5 класса Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон по математике приводятся несколько способов сравнения дробей: с одинаковым знаменателем, с одинаковым числителем, некоторые «хитрые приемы» опосредованного сравнения дробей, а также общий, универсальный способ. Далее приводится следующий текст: «общее правило сравнения дробей очень удобно, т.к. для его применения достаточно лишь перемножить числа. Поэтому оно особенно полезно тем, кто любит работать руками, а не головой…» Таким образом, автор заставляется учеников задумываться и выбирать более удобные для него способы работы.

При выставлении оценки за письменную работы названные авторы предлагают не учитывать рациональность решения, способ оформления, в расчет принимается только правильность, однако все отличившиеся ученики поощряются.

Для формирования познавательной мотивации школьников предлагается использовать их жизненный опыт. Например при введении понятия переменной Л.Г. Петерсон обращает внимание учащихся на то, что понятие «переменная» и «выражение с переменной» свойственны не только математическому языку. Она подводит учащихся 5 класса к тому, что с переменными они сталкиваются и в повседневной жизни. В качестве примеров приводятся бланки, анкеты, справки и тексты, заполненные лишь частично. Приводятся рисунки заполненных и незаполненных бланков, указываются изменяемая и неизменная части; подчеркивается, что после заполнения всех пропущенных мест бланк становится документом, также как выражение с переменной после замены всех букв числами становится числом.

Придание уроку положительного эмоционального фона и организация партнерских взаимоотношений между учащимися и учителем предполагает:

приоритет диалоговых и полилоговых форм учебной деятельности и общения;

организация сотрудничества учителя и учеников;

стимулирование взаимопомощи учащихся (организация групповых самостоятельных работ, взаимоконтроля за выполнением учениками заданий и поручений);

доброжелательность в общении, признание за школьником права за ошибку;

признание ценности мнения каждого из участников группы в разрешении вопросов и проблем,

использование групповых методов обучения, при которых обеспечивается взаимозависимость партнеров по деятельности.

Развивающий характер процесса обучения может быть достигнут за счет:

использования в учебном процессе активных методов обучения (методов проблемного и развивающего обучения, психологической активизации творчества, например, мозгового штурма, метод синектики, игровых методов, метода проектов и др.);

включения учащихся в постановку и разрешение проблемных ситуаций;

акцентирования внимания на процессе получения нового знания, а не только на запоминании учебной информации и способов работы;

повышения степени самостоятельности, творческой активности и ответственности в учебно-познавательной деятельности школьников;

включения учащихся в поиск причин возникновения; назначения понятий и установления взаимосвязей с другими понятиями;

развития мотивационной сферы личности учащегося через знакомство с историческими фактами, ценностными и прикладными аспектами науки.

 

Поясним сказанное на примерах. При раскрытии процесса получения нового знания можно использовать несколько приемов. Одним из них является использование исторического пути введения понятия, другим – рассуждение, приводящее к определенным выводам. При реализации первого пути исторические знания должны быть вплетены в текст, чтобы они выступали как основной материал, а не как дополнительный.

Развивающий характер процессу обучения может придавать и включение учащихся в работу с различными источниками информации, привлечение школьников к использованию различных языков (в том числе и символического) при решении задач. Так при изучении учениками 6 класса темы «Переменные и кванторы» (учебник Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон) им предлагается перевести на математический язык высказывания: «Все люди смертны», «Садовые цветы требуют полива» и т.д. Далее, школьникам предлагается найти ложные высказывания и построить их отрицания при необходимости предлагается использовать справочники или энциклопедию. Вот примеры этих высказываний: «Джордано Бруно был последователем учения Птоломея», «В атмосфере Земли кислорода не меньше, чем азота», «Площадь Германии больше площади Франции» и т.п.

Эффективным способом развития у учащихся исследовательских умений является включение в содержание учебного материала задач, требующих универсальных умений (постановку проблемы, определение цели деятельности, выдвижение и обоснование гипотез, выбор способов и средств разрешения проблемы). Так, в учебнике для 5 и 6 классов приводятся задачи, которые можно назвать математическим исследованием. Суть задач заключается в нахождении учащимися закономерностей, выдвижении гипотез, экспериментальной проверке этих гипотез. Среди обязательных вопросов могут быть следующие «Можно ли на основании проведенного исследования считать гипотезу верной?», «Используя полученную закономерность, найдите недостающие данные», «Используя полученную закономерность, составьте аналогичные соотношения».

Для формирования эмоционально-ценностного отношения к математике можно предложить включение в материал шарад, ребусов, игр, кроссвордов и т.д.

Организация системно-ситуационного управления деятельностью учащихся предполагает:

создание доверительных взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса;

своевременное получение учителем эмоциональной информации от учащихся и реагирование на нее;

включение учащихся в деятельность по самооценке и взаимной оценке действий и их результатов;

поощрение вопросов, исходящих от учеников, заинтересованное отношение к их предложениям;

постоянную рефлексию учителем педагогического взаимодействия;

непрерывную двустороннюю обратную связь.

Для того, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности учащихся, следует обратить внимание на:

Способы и приемы внешней и внутренней дифференциации;

выбор содержания, методов и средств обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

разработку заданий, предоставляющих ученику свободу выбора способа его решения (например, словесную формулировку, графический образ, аналитическую запись);

использование «тренировочных» заданий, заданий на выбор различной степени сложности;

оказание помощи школьнику, в соответствии с его «зоной ближайшего развития».

 

Вопросы и задания для самопроверки

· Раскройте сущность личностно-ориентированного образования. Чем оно отличается от «традиционного»?

· Охарактеризуйте основные принципы личностно-ориентированного образования.

· В чем особенность построения содержания личностно-ориентированного образования?

· Какие педагогические технологии можно назвать личностно-ориентированными? Чем они отличаются от технологий передачи знаний?

· Проанализируйте особенности личностно-ориентированной ситуации? Почему она может выступать как ситуация развития учащегося?

· Каковы социально-педагогические условия эффективной реализации личностно-ориентированного образования?

· Чем отличается урок в системе личностно-ориентированного образования от традиционного урока?

 

 

Классно-урочные, групповые занятия

Учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение парт, соединение индивидуальных парт в общий стол для занятий бригадой и т.д.)

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

Использование проблемных творческих заданий.

Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно символическую).

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.

Сообщение учащимся организации учебной деятельности в ходе урока.

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.

Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Система личностного ориентированного образования. Мониторинг процесса личностного развития каждого ученик а

Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного развития каждого ученика проводится с момента поступления ребенка в школу. В проведении диагностики и коррекции процесса личностного развития учащихся принимают участие все учителя, классные руководители под руководством школьного психолога. Оценка результатов диагностики психического и личностного развития учащихся производится главным образом с точки зрения динамики индивидуального развития каждого ученика.

Содержание личностно-ориентированного образования учащихся

Одной из важнейших категорий, позволяющей раскрыть сущность личностно-ориентированного образования, является содержание образования. Содержанию личностно-ориентированного образования отводится роль системообразующего фактора в построении целостного педагогического процесса.

Общей методологической основой для разработки модели содержания личностно-ориентированного образования служит ориентация на цели эффективного развития личности обучающегося как субъекта познания, собственной жизнедеятельности и культуры в целом. Конструирование содержания личностно-ориентированного образования должно отвечать следующим критериям:

содержание образования должно соответствовать требованиям социального заказа и объективному развитию науки и техники;

содержание личностно-ориентированной подготовки должно являться для обучающегося средством его саморазвития и самообразования, а также выступать для него самоценностью.

Для выполнения этих критериев в содержание личностно-ориентированного образования должны быть включены не только предметные знания и умения, но и опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности. Это в свою очередь предполагает:

увеличение деятельностного компонента содержания учебных предметов через включение школьников в процесс самостоятельного получения научного знания, моделирующий деятельность ученого-исследователя;

усиление роли теоретических знаний, т.е. содержание учебного материала направлено на освоение обучающимися смысла понятий через включение в поиск причин их возникновения; осмысление назначения понятий и системы взаимосвязей с другими категориями;

соответствие содержания учебного предмета современному уровню развития науки, культуры и социальных отношений; системность в изложение учебных знаний структурность их построения;

непрерывную связь содержания учебного предмета с практикой, что может быть достигнуто за счет использования задач, связанных с межпредметными, прикладными аспектами науки и позволяющих проанализировать экологические, социально-экономические, научно-технические проблемы, которые носят как глобальный, так и личностный характер;

увеличение гуманитарной составляющей в содержании учебных предметов, что может быть достигнуто средствами включения историко-научной составляющей в содержание учебного материала, раскрытия общекультурных, ценностных аспектов науки, направленных на формирование у обучающихся плюралистического мировоззрения, освоение ими системы общечеловеческих ценностей;

обеспечение различного по уровню сложности, объему и форме учебного материала, позволяющего учащимся право выбора способов его освоения с обязательным достижением образовательных целей;

культуросообразность содержания образования, что предполагает формирование средствами разнообразных учебных предметов картины мира, в которой отражены культурные особенности родной страны и народов мира, универсальность общечеловеческих ценностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: