В зависимости от состояния задающих необходимость и степень изменений основных характеристик организации, товаров и рынков выделяют пять достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типов изменений:
1. Перестройка организации, которая предполагает фундаментальное изменение организации, затрагивает ее миссию и организационную структуру. Данный тип изменения проводится тогда, когда организация меняет стратегическую зону хозяйствования и, соответственно, меняется товар и рынок. В случае перестройки организации возникают наибольшие проблемы с реализацией стратегии. Большие изменения происходят в технологии, ресурсах, организационной и управленческой структуре предприятия.
2. Радикальное преобразование организации проводится на стадии реализации стратегии в том случае, если организация не меняет сферы своей деятельности, однако в ней происходят радикальные изменения вызванные, например, ее слиянием с аналогичной организацией. В этом случае происходит слияние различных организационных структур, появление новых товаров и новых рынков, что требует сильных внутриорганизационных изменений, особенно касающихся организационной структуры предприятия.
|
|
3. Умеренное преобразование осуществляется в том случае, когда организация выходит на рынок с новым товаром и пытается привлечь к нему внимание потребителей. В этом случае изменения затрагивают производственный процесс и маркетинг, особенно в сфере реализации коммуникационной политики.
4. Обычные изменения в основном связаны с проведением преобразований в сфере маркетинговой деятельности, с целью поддержания интереса к товарам, выпускаемым организацией. Эти изменения не являются существенными и их проведение слабо затрагивают деятельность всей организации в целом.
5. Неизменное функционирование организации происходит тогда, когда она целенаправленно реализует одну и ту же стратегию. В этом случае на стадии выполнения стратегии не требуется проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация может получить желаемые результаты опираясь на накопленный опыт. Однако в этом случае необходимо тщательно следить за возможными нежелательными изменениями во внешней среде.
Существенные изменения в стратегии предприятия встречают сопротивление со стороны его работников. Выделяют четыре метода проведения преобразований на предприятии:
· принудительный;
· адаптивный;
· кризисный;
· управление сопротивлением.