Задачи и этапы процесса реализации стратегии

Тема 12. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Реализация стратегии представляет собой проведение стратегических изменений в самой фирме и ее деятельности, которые приводят ее в такое состояние, в котором фирма будет готова к претворению выбранной стратегии в жизнь.

Реализация стратегии фирмы направлены на решение трех задач:

1. Установление приоритетности административных задач, для того чтобы они соответствовали той стратегии, которую будет реализовывать фирма.

2. Установление соответствия между внутрифирменными процессами и выбранной стратегией. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивации и стимулирования, нормы и правила поведения, ценности, квалификация и т.д.

3. Приведение в соответствие с осуществляемой стратегией подхода к управлению организацией и стиля лидерства.

Все эти три задачи решаются при проведении целенаправленных изменений, которые и являются основой реализации стратегии. Именно поэтому все изменения, которые проводятся при реализации стратегии, называются стратегическими изменениями. Эти изменения приводят к тому, что в организации создаются условия необходимые для реализации выбранной стратегии.

Всегда следует помнить, что изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависит от того, насколько организация готова к эффективному осуществлению выбранной стратегии. Бывают ситуации, когда фактически не требуются проведение никаких изменений, а в других случаях - реализация стратегии предполагает проведение коренных преобразований.

Стратегические изменения в процессе реализации стратегии носят системный характер и затрагивают все стороны деятельности организации. При этом основные стратегические изменения затрагивают структуру организации и организационную культуру. В процессе реализации стратегии каждый уровень управления решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Однако решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пять последовательных этапов:

Первый этап предусматривает углубленное изучение состояния внешней и внутренней среды функционирования организации, ее целей и разработанных стратегией. На данном этапе решаются следующие основные задачи:

а) окончательное уяснение сущности намеченных целей, разработанных стратегий, оценка их корректности и соответствие друг другу, а также состоянию внешней среды. При помощи этого, как бы дается окончательное разрешение на реализацию выбранных стратегий. При этом возможны корректировки, если произошли изменения в среде функция организации, а также в том случае, если обнаружены недостатки в ранее проведенном анализе и выработке цели и стратегий.

б) более широкое доведение смысла целей организации и идей стратегии до всех работников с целью их активного вовлечения в процесс реализации стратегий.

На втором этапе высшее руководство принимает решения по наиболее эффективному использованию имеющихся в организации ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение между различными СЗХ и структурными подразделениями, а также создаются условия для более широкого вовлечения работников в процесс реализации стратегии. Важной задачей, решаемой на этом этапе, является приведение ресурсов организации в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого разрабатываются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов (например, программа повышения квалификации работников, привлечения поставщиков и др.).

На третьем этапе высшее руководство принимает решение по поводу организационной структуры: выясняется ее соответствие принятым стратегиям и при необходимости вносятся соответствующие изменения.

На четвертом этапе проводятся необходимые изменения внутри организации, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Этот процесс является довольно сложным, так как внутри организации происходит сопротивление любым изменениям. Для того чтобы успешно провести изменения, высшее руководство должно предусмотреть возможное сопротивление изменениям и разработать сценарии действий по устранению или уменьшению сопротивления преобразованиям.

На пятом этапе участие высшего руководства в реализации стратегии заключается в том, что оно проводит пересмотр плана реализации стратегии в том случае, если этого требуют вновь возникшие обстоятельства. Стратегический план не является догмой и, естественно, может и должен подвергаться модификации при определенных обстоятельствах. Однако важно также избегать изменений плана всякий раз, когда появляются новые обстоятельства. Новый стратегический план может быть принят лишь тогда, когда его реализация сулит организации гораздо большую выгоду, чем реализация действующего плана.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: