Прием, хранение и ревизия ценностей. Тема 12. Кассовые операции банка

ТЕМА 12. КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА

 

Принципы организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь

Общие принципы организации кассовой работы в банке

Организация работы касс банка

Правила инкассации денежной выручки и перевозки ценностей

Прием, хранение и ревизия ценностей

12.1. Принципы организации наличного денежного обращения
в Республике Беларусь

Наличное денежное обращение непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредующее оплату товаров, услуг и другие платежи.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17 января 2008 г. N 4

 

Наличные деньги предприятий подлежат обязательному зачислению и хранению на счетах в банках.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, уполномоченные лица могут сдавать наличные деньги:

в кассы банков в соответствии с законодательством;

работникам службы инкассации в соответствии с законодательством;

в организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

5. Расчеты между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами на территории Республики Беларусь осуществляются в безналичном порядке в соответствии с законодательством.

6. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями проводятся на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

9. Наличные деньги могут быть получены юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами в обслуживающих банках на цели, установленные законодательством.

Наличные деньги, полученные юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами из касс банков, расходуются на те цели, на которые они получены.

10. Порядок и сроки сдачи наличных денег, размер расходования наличных денег из выручки юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, открывшим счет, частным нотариусам, лимит остатка кассы юридическим лицам, подразделениям устанавливаются согласно Правилам организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь.

Порядок и сроки сдачи выручки, при необходимости размер потребности в разменных наличных деньгах для уполномоченных лиц устанавливаются самим юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем и доводятся каждому приказом руководителя юридического лица, подразделения, индивидуальным предпринимателем. Сроки сдачи выручки для уполномоченных лиц устанавливаются исходя из необходимости ускорения оборачиваемости и своевременного поступления их в банки, но не реже одного раза в 7 календарных дней, размер потребности в разменных наличных деньгах не должен превышать 5 базовых величин на каждое уполномоченное лицо. Вся выручка уполномоченных лиц (за исключением размера потребности в разменных наличных деньгах в случае его установления каждому уполномоченному лицу приказом руководителя юридического лица, подразделения, индивидуальным предпринимателем) сдается в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем.

Установленные банком лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, разрешение на расходование наличных денег из выручки действительны в течение срока, указанного в решении банка.

Лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, разрешение на расходование наличных денег из выручки могут быть пересмотрены в течение года по обоснованной просьбе юридического лица, обособленного подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и по другим обоснованным причинам либо пересмотрены банком самостоятельно по результатам осуществления контроля за своевременностью и полнотой сдачи выручки в случае изменения объемов кассовых оборотов.

11. Юридические лица, подразделения, за исключением лиц, лимит остатка которым не устанавливается в соответствии с законодательством, могут иметь в своих кассах наличные деньги на конец рабочего дня в пределах лимита остатка кассы, установленного в соответствии с законодательством.

12. Индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, независимо от использования ими наемного труда самостоятельно без согласования с банком определяют порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки, если они соблюдают одновременно следующие условия:

осуществляют прием выручки только с использованием кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

имеют в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин.

Индивидуальные предприниматели, которые открыли текущие (расчетные) банковские счета и которым поступила выручка наличными деньгами за предыдущий месяц (за исключением декабря) в размере, превышающем 500 базовых величин, обращаются в банк до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором размер выручки превысил 500 базовых величин, за установлением порядка и сроков сдачи наличных денег, размера расходования наличных денег из выручки. Индивидуальные предприниматели до конца календарного года сдают выручку и расходуют наличные деньги из выручки в порядке, согласованном с банком.

13. Юридические лица, подразделения с круглосуточным режимом работы, религиозные организации, специализированные кооперативы, общественные организации (объединения) и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 12 настоящей Инструкции, могут обратиться в банк за установлением лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки. В этом случае они обязаны соблюдать установленные лимиты остатка касс, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки в течение срока, указанного в решении банка.

14. Срок сдачи наличных денег считается ежедневным (за исключением индивидуальных предпринимателей, указанных в части первой пункта 12 настоящей Инструкции), лимит остатка кассы - нулевым (за исключением лиц, которым не устанавливается в соответствии с законодательством лимит остатка кассы), а не сданные в банк наличные деньги - сверхлимитными для клиентов банка, не представивших заявку на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу, по форме согласно приложению 1 к Правилам организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь в установленный срок. Сроки подачи заявки в банк устанавливаются в договоре текущего (расчетного) банковского счета либо в решении банка на основании представленной ранее заявки с учетом части второй пункта 12 настоящей Инструкции. Срок сдачи наличных денег считается ежедневным, лимит остатка кассы - нулевым со следующего рабочего дня после календарной даты, установленной для подачи заявки в банк.

15. Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) после заезда работников службы инкассации, сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае наличия документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день обслуживающего банка либо организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. В этом случае учитывается время на подготовку и формирование инкассаторской сумки, выписку соответствующих сопроводительных документов и их последующую передачу службе инкассации, а также подготовку выручки для последующей сдачи в обслуживающий банк, в организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

16. По юридическим лицам, подразделениям, имеющим уполномоченных лиц, сдающих выручку в кассу юридического лица, подразделения либо непосредственно в кассу банка для зачисления на текущие (расчетные) счета юридических лиц, в фактический остаток наличных денег по состоянию на конец рабочего дня включается сумма наличных денег, находящихся в кассе самого юридического лица, подразделения, при условии соблюдения уполномоченными лицами сроков сдачи наличных денег.

При несоблюдении сроков сдачи выручки уполномоченными лицами в кассу юридического лица, подразделения в фактический остаток наличных денег по состоянию на конец рабочего дня включается сумма наличных денег, находящихся в кассе самого юридического лица, подразделения и у уполномоченных лиц юридического лица, подразделений, нарушивших срок сдачи выручки.

17. При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы в банки независимо от установленного срока сдачи наличных денег.

В кассе юридического лица, подразделения, частного нотариуса, индивидуального предпринимателя, которым установлен лимит остатка кассы, могут храниться наличные деньги в пределах лимитов остатка кассы независимо от установленного обслуживающим банком срока сдачи наличных денег.

При несовпадении дней работы юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и обслуживающего банка либо организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь лимит остатка кассы не считается превышенным, а срок сдачи наличных денег - нарушенным при условии сдачи наличных денег в первый рабочий день обслуживающего банка либо организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

18. Юридические лица, подразделения, частные нотариусы, индивидуальные предприниматели, которым установлен лимит остатка кассы, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита остатка кассы только на оплату труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, выплаты педагогическим работникам на приобретение методической литературы на срок не более 3 рабочих дней (для сельскохозяйственных организаций, органов местного управления и самоуправления, расположенных в сельской местности, - не более 5 рабочих дней), включая день получения денег в обслуживающем банке либо день наступления указанных выплат при использовании по согласованию с обслуживающим банком на эти цели выручки.

После истечения этого срока (на 4-й и 6-й рабочий день соответственно) не использованные по назначению суммы наличных денег депонируются и сдаются в обслуживающий банк.

19. Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущий (расчетный) банковский счет, частные нотариусы по разрешению обслуживающего банка могут использовать выручку на цели, установленные законодательством, при отсутствии претензий к текущему (расчетному) банковскому счету либо при наличии в картотеке расчетных документов, оплата которых относится только к третьей группе очередности платежей, за исключением случаев, установленных законодательством.

Данные условия должны быть оговорены при заключении договора текущего (расчетного) банковского счета или при внесении изменений и (или) дополнений в действующие договоры.

Расходование в соответствии с законодательством наличных денег из выручки производится без разрешения обслуживающего банка:

юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами - на выплаты сумм, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию (при представлении в банк документов, предусмотренных законодательством);

юридическими лицами, обособленными подразделениями - на расчеты с физическими лицами, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, за закупаемые сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару;

юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами - на использование наличных денег для осуществления платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

индивидуальными предпринимателями - на расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, предпринимателями;

юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами - на выплаты физическим лицам в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

комиссионными магазинами - на выплату физическим лицам - комитентам;

юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами - при использовании возврата наличных денег, ранее выданных на оплату труда, командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами на указанные цели;

индивидуальными предпринимателями независимо от использования ими наемного труда, осуществляющими деятельность только с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и имеющими в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин.

Юридические лица, подразделения не имеют права использовать выручку для осуществления расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями.

20. Юридические лица, подразделения, частные нотариусы, индивидуальные предприниматели, расходующие по согласованию с банком наличные деньги из выручки, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для предстоящих расходов (в том числе на оплату труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий) до установленного срока их выдачи.

21. Выдача наличных денег под отчет производится из касс юридических лиц, подразделений, а также использующих наемный труд частных нотариусов и индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством.

22. Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются формами первичной учетной документации, утвержденными в соответствии с законодательством.

 

ПРАВИЛА

ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ24.08.2007 N 166

4. Обслуживающий банк устанавливает по согласованию с исполнительным (или иным) органом управления (далее - руководитель) юридического лица, обособленного подразделения, предпринимателем, частным нотариусом ежегодно, как правило, в течение I квартала исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в банки порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, лимит остатка касс юридическим лицам, подразделениям.

5. Лимит остатка кассы не устанавливается юридическим лицам, подразделениям с круглосуточным режимом работы, религиозным организациям, предпринимателям, частным нотариусам, а также специализированным кооперативам, общественным организациям (объединениям), осуществляющим деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством. Вся выручка (за исключением остатка фактической потребности в разменных наличных деньгах, но не более пяти базовых величин в расчете на одно рабочее место кассира) сдается в кассу этих юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов либо в банк, организациям Министерства связи и информатизации Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные обслуживающим банком.

Порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки не устанавливаются предпринимателям независимо от использования ими наемного труда, если они соблюдают следующие условия:

осуществляют прием выручки только с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

имеют в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин.

Обслуживающие банки не вправе отказать при обращении вышеуказанных юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов в установлении им лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки. В этом случае юридические лица, подразделения, предприниматели, частные нотариусы обязаны соблюдать установленные обслуживающим банком лимиты остатков касс, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки в течение срока, установленного в решении обслуживающего банка.

6. Для установления порядка и сроков сдачи выручки, размеров расходования наличных денег из выручки юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, а также лимитов остатка касс юридическим лицам, подразделениям в обслуживающий банк представляется заявка.

При открытии текущего (расчетного) банковского счета юридическому лицу, предпринимателю, частному нотариусу обслуживающий банк определяет срок подачи заявки в договоре текущего (расчетного) банковского счета, в последующем - в решении обслуживающего банка на основании представленной ранее заявки.

7. Юридическим лицам, предпринимателям, имеющим несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках, лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки устанавливаются любым из обслуживающих банков по выбору юридического лица, предпринимателя.

Выручка может сдаваться с зачислением на любой из текущих (расчетных) банковских счетов, открытых для указанных юридических лиц, предпринимателей.

Допускается получение юридическими лицами, предпринимателями, имеющими несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках, наличных денег в любом из банков, в которых открыты их текущие (расчетные) банковские счета.

 

Учет юридических лиц, предпринимателей, имеющих несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках, которым установлен ежедневный срок сдачи выручки, и осуществление контроля за своевременностью и полнотой сдачи выручки указанными юридическими лицами, предпринимателями ведется в банке, установившем лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи наличных денег, размер расходования наличных денег из выручки. Учет ведется на основании информации, полученной от юридических лиц, предпринимателей в произвольной форме с указанием причин снижения объемов или непоступления выручки в отдельные дни и принятых банком мер реагирования.

8. Устанавливаются следующие сроки сдачи выручки:

ежедневно независимо от дня поступления выручки в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса - для юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где имеются банки или организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь;

один раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 календарных дней, - для юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где нет банков или организаций Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, или находящихся на отдаленном расстоянии от них, и для юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, имеющих незначительные ежедневные либо периодические поступления выручки в кассы юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов.

В отдельных случаях исходя из особенностей деятельности юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса по их обоснованному ходатайству решением руководителя обслуживающего банка устанавливаются другие сроки сдачи выручки. При этом учитывается необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса.

9. Лимит остатка кассы устанавливается по времени на конец рабочего дня юридических лиц, подразделений с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов).

Лимит остатка кассы устанавливается либо в пределах среднедневного прихода, либо среднедневного расхода, либо среднедневного прихода и среднедневного расхода наличных денег исходя из целесообразности, по усмотрению руководителя обслуживающего банка, с учетом специфики работы юридического лица, подразделения.

При установлении лимита остатка кассы не учитывается сумма выручки, поступившей от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оплаченных в безналичном порядке с использованием чеков из чековых книжек, расчетных чеков, банковских пластиковых карточек и других форм безналичных расчетов.

При этом для юридических лиц, подразделений устанавливается следующий лимит остатка кассы:

имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь ежедневно в конце рабочего дня - в размерах, необходимых для обеспечения работы юридического лица, подразделения с начала следующего рабочего дня;

имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь в течение рабочего дня либо не ежедневно - в зависимости от установленных порядка, сроков сдачи и суммы выручки;

не имеющих выручки - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов);

не имеющих иных кассовых оборотов, кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, - исходя из целесообразности по усмотрению руководителя обслуживающего банка;

вновь созданных или планирующих рост поступлений выручки, увеличение расхода наличных денег - исходя из прогнозируемых ими данных с последующим пересмотром по фактически сложившимся оборотам за 1 - 3 месяца работы.

В отдельных случаях, учитывая особенности деятельности юридического лица, подразделения и на основании обоснованного ходатайства, по решению руководителя обслуживающего банка может устанавливаться лимит остатка кассы в размерах, превышающих нормы, установленные настоящим пунктом.

10. Воинским частям, организациям Министерства обороны Республики Беларусь, имеющим бюджетное финансирование, лимиты остатка касс устанавливаются Министерством обороны Республики Беларусь по согласованию со специализированным управлением Национального банка Республики Беларусь. Указанные воинские части и организации сообщают установленные лимиты остатка касс обслуживающему банку по его требованию (запросу).

Другие организации Министерства обороны Республики Беларусь представляют в обслуживающий банк в общеустановленном порядке заявку по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам на установление лимитов остатка касс, порядка и сроков сдачи выручки, порядка использования наличных денег из выручки.

Воинским частям и иным подразделениям Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, имеющим бюджетное финансирование, лимиты остатка касс устанавливаются в порядке, установленном в части первой настоящего пункта.

Комитету государственной безопасности Республики Беларусь и его подведомственным органам лимит остатка кассы устанавливается Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь без согласования с обслуживающими банками. Установленные лимиты остатка кассы сообщаются обслуживающим банкам.

Управлению делами Президента Республики Беларусь и иным государственным органам и организациям, определенным Главой государства, финансирование деятельности которых осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь, лимиты остатка касс устанавливает Управляющий делами Президента Республики Беларусь без согласования с обслуживающим банком. Установленные лимиты остатка касс сообщаются обслуживающему банку.

11. Лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, разрешение на расходование наличных денег из выручки могут быть пересмотрены обслуживающим банком в течение года на основании представленной заявки по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам по обоснованной просьбе юридического лица, обособленного подразделения, предпринимателя, частного нотариуса в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и по другим обоснованным причинам.

Лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки могут быть пересмотрены обслуживающим банком самостоятельно по результатам осуществления контроля за своевременностью и полнотой сдачи выручки в случае изменения объемов кассовых оборотов.

В этом случае руководителем обслуживающего банка выносится соответствующее решение, копия которого направляется юридическому лицу, обособленному подразделению, предпринимателю, частному нотариусу. В решении указываются основание для пересмотра и вновь установленные лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки. Решение вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после его вынесения и является неотъемлемой частью заявки на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки.

12. Порядок и сроки сдачи выручки, лимит остатка кассы, порядок использования наличных денег из выручки, поступившей в кассу, устанавливаются на основании представленной заявки согласно приложению 1 к настоящим Правилам по:

обособленным подразделениям - обслуживающим банком по согласованию с руководителем обособленного подразделения отдельно обособленному подразделению и каждому его подразделению. Обособленное подразделение доводит установленные порядок и сроки сдачи выручки, лимит остатка кассы, порядок использования наличных денег из выручки, поступившей в кассу, каждому из своих подразделений приказом руководителя обособленного подразделения;

подразделениям юридического лица, не являющимся обособленными подразделениями, сдающим выручку непосредственно с зачислением на текущий (расчетный) банковский счет юридического лица (минуя кассу юридического лица) либо сдающим выручку непосредственно в кассу юридического лица, - обслуживающим банком отдельно юридическому лицу и каждому подразделению. Юридическое лицо доводит установленные порядок и сроки сдачи выручки, лимит остатка кассы, порядок использования наличных денег из выручки, поступившей в кассу, каждому из подразделений приказом руководителя юридического лица.

13. Юридическим лицам, подразделениям, имеющим в своем составе уполномоченных лиц, устанавливается общий лимит остатка кассы с учетом наличных денег, сдаваемых уполномоченными лицами в кассу юридического лица, подразделения. Уполномоченным лицам лимит остатка кассы не устанавливается.

Юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, имеющим в своем составе уполномоченных лиц, обслуживающим банком устанавливается размер расходования наличных денег из выручки с учетом наличных денег, сдаваемых уполномоченными лицами в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя.

Порядок и сроки сдачи выручки для уполномоченных лиц устанавливаются самим юридическим лицом, подразделением, предпринимателем в соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2008 г. N 4.

14. Обслуживающие банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы юридических лиц, подразделений, предпринимателей:

реализующих товары (работы, услуги) за наличные деньги и имеющих постоянное их поступление, в том числе содержащих на своем балансе магазины и мелкорозничную сеть;

занимающихся одновременно производственной и торговой деятельностью, в кассы которых постоянно поступает выручка.

По другим юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, а также частным нотариусам решение об установлении размера расходования наличных денег из выручки принимается обслуживающим банком в исключительных случаях исходя из целесообразности.

Обслуживающие банки ведут учет юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, сдающих выручку в банк ежедневно, и юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, которым установлен ежедневный срок сдачи выручки, и осуществляют контроль за своевременностью и полнотой сдачи выручки указанными юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами. Учет ведется в произвольной форме с указанием причин снижения объемов или непоступления выручки в отдельные дни и принятых банком мер реагирования.

15. Разрешение обслуживающего банка на расходование наличных денег из выручки в соответствии с законодательством не требуется:

юридическим лицам, обособленным подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам - при выплате сумм, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию (при представлении в банк документов, предусмотренных законодательством);

юридическим лицам, обособленным подразделениям - при выплате наличных денег физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, за закупаемую в соответствии с законодательством сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару;

предпринимателям - при использовании наличных денег на расчеты между юридическими лицами, предпринимателями;

юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам - при использовании наличных денег для осуществления платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

предпринимателям независимо от использования ими наемного труда, осуществляющим деятельность только с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и имеющим в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин;

юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам - при выплатах физическим лицам в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

комиссионным магазинам на выплату физическим лицам - комитентам.

Разрешение обслуживающего банка не требуется юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам при использовании возврата наличных денег, ранее выданных на оплату труда, командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, предпринимателями, частными нотариусами, на указанные цели.

16. Разрешение юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам на расходование наличных денег из выручки выдается (пересматривается) ежегодно (как правило, в течение I квартала) на основании представленной заявки согласно приложению 1 к настоящим Правилам при отсутствии претензий к текущему (расчетному) банковскому счету юридического лица, предпринимателя, частного нотариуса либо при наличии в картотеке расчетных документов, оплата которых относится к третьей группе очередности платежей, за исключением случаев, установленных законодательством.

При наличии претензий к текущему (расчетному) банковскому счету действие ранее выданных разрешений на использование юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами поступающей им выручки приостанавливается до полного расчета по платежам, предшествующим третьей группе очередности, за исключением случаев, установленных законодательством. Данные условия должны быть оговорены при заключении договора текущего (расчетного) банковского счета или при внесении изменений в действующие договоры.

17. Размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы юридического лица, подразделений, предпринимателя, частного нотариуса на цели, предусмотренные законодательством, устанавливается дифференцированно для каждого юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса в зависимости от потребностей и вида уставной деятельности юридического лица, деятельности предпринимателя, но не более 50 процентов поступившей выручки в месяц. При этом из общей суммы выручки исключаются денежные средства:

израсходованные на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии;

израсходованные в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.

Наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса, могут быть использованы по согласованию с обслуживающим банком на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии в необходимом размере.

18. В отдельные дни по мере необходимости по согласованию с обслуживающим банком выручка обособленных подразделений и подразделений юридических лиц, которая сдается непосредственно с зачислением на текущий (расчетный) банковский счет юридического лица, может быть сдана в кассу юридического лица, не имеющую собственной выручки, поступающей наличными деньгами, или имеющую незначительные ежедневные либо периодические поступления наличных денег. Указанная выручка по согласованию с обслуживающим банком может быть использована на оплату труда, командировочные расходы в полном объеме при соблюдении пункта 16 настоящих Правил. Использование юридическим лицом поступившей выручки от обособленных подразделений и подразделений на другие цели производится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил.

Выручка, поступившая в кассы юридического лица (в том числе в кассы его подразделений), может быть использована на оплату труда работников как самого юридического лица, так и любого из его подразделений в необходимом размере по согласованию с банком при соблюдении пункта 16 настоящих Правил.

19. Общий размер расходования наличных денег из выручки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся игорным бизнесом, на выплату физическим лицам выигрышей, ломбардам на выдачу физическим лицам займов под залог, потребительским кооперативам граждан, целью деятельности которых является оказание финансовой взаимопомощи своим участникам, на выдачу займов физическим лицам - участникам кооперативов может устанавливаться обслуживающим банком с превышением нормы, установленной в части первой пункта 17 настоящих Правил.

20. Обслуживающие банки не имеют права выдавать юридическим лицам, их обособленным подразделениям разрешение на расходование наличных денег из выручки для осуществления расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями.

22. Банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц и отсутствии ограничительных предписаний осуществляют прием наличных денег в соответствии с законодательством:

от юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов для зачисления выручки на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством;

от юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, получателей средств - в порядке, установленном законодательством;

от частных унитарных предприятий, предпринимателей, частных нотариусов для пополнения их текущих (расчетных) банковских счетов;

от физических лиц по платежам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, за продукцию, товары, работы, услуги и другим платежам (коммунальные услуги, услуги связи, страховые и налоговые платежи, сборы, штрафы, оплата обучения, лечения, покупка квартиры, гаража и т.п.) для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета юридических лиц, обособленных подразделений, предпринимателей и частных нотариусов, открываемые в порядке, установленном законодательством, а также в виде взносов первичным общественным организациям. Платежи могут производиться как на основании соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и без договора в соответствии с законодательством.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, могут сдаваться сборщиками этих платежей непосредственно в банки или через организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь как на основании соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и без договора.

23. Обслуживающие банки выдают наличные деньги на цели, предусмотренные законодательством.

Обслуживающие банки осуществляют контроль за выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам в соответствии с законодательством.

Для организации контроля за поступлениями и выдачей наличных денег обслуживающий банк согласно статье 22 Банковского кодекса Республики Беларусь самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых в обслуживающий банк юридическим лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом.

По результатам контроля за поступлениями и выдачей наличных денег в случае возникновения подозрений в том, что финансовые операции совершаются в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, банки заполняют специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю в соответствии с законодательством.

24. Выдачи наличных денег из касс обслуживающих банков на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов производятся в соответствии с законодательством в сроки, определяемые договором между юридическим лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом, с одной стороны, и обслуживающим банком, с другой стороны. Обслуживающие банки при определении в договоре конкретных сроков выдачи наличных денег на указанные цели учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца для обеспечения удовлетворения обоснованных требований юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах.

Юридические лица, подразделения, предприниматели и частные нотариусы, получающие в обслуживающих банках наличные деньги, представляют в обслуживающие банки копию либо выписку из коллективного договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов), иных документов с указанием сроков оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов при открытии текущих (расчетных) банковских счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерах указанных выплат представляются (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) в порядке и сроки, определяемые договором.

25. Если в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре (контракте), ином документе сроки оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий определены не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному согласию юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса может устанавливать конкретный (один) день, определяя, таким образом, первый день предусмотренных выплат по каждому сроку получения наличных денег из банка на эти цели (за 1-ю, за 2-ю половину месяца и другие сроки).

26. В целях равномерного распределения нагрузки на кассовых работников выдачи обслуживающими банками наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться начиная с четверга, по срокам, приходящимся на праздничные и предпраздничные дни, - не более чем за три рабочих дня до их наступления. Выдачи обслуживающими банками наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, производятся накануне выходных дней этих юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов.

При обеспечении выдач по срокам, согласованным с клиентами в договорах, обслуживающие банки при обращении клиентов могут осуществлять выдачу наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий ранее установленных в части первой настоящего пункта сроков.

27. Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми и уходящими в отпуск работниками, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, производятся независимо от определенных в договоре между юридическим лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом и обслуживающим банком сроков.

28. Для обеспечения рационального регулирования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денег обслуживающие банки на основании сведений, полученных от юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, о размерах и определенных договором сроках оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов ежеквартально, с разбивкой по месяцам, могут составлять (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) календари выдач наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов (по дням) согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

В календаре выдач наличных денег указываются расходы на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов по всем числам месяца, в том числе нерабочим дням (сумма выдач за 31-е число прибавляется к выдачам за 30-е число месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдачи наличных денег.

При этом не учитываются оплата труда, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов, выплачиваемые юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами из выручки и через организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Учет оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов, перечисленных на счета физических лиц, ведется (по усмотрению руководителя банка) в календарях банками, осуществляющими выдачу наличных денег.

29. Для расчета потребности обслуживающих банков в наличных деньгах в предстоящие дни и своевременного получения юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов банки могут вести (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) ведомость учета выдач наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

30. Выдача наличных денег из касс банков на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями проводится в размере не более 300 базовых величин в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, подразделению, предпринимателю.

Выдача наличных денег из касс банков предпринимателям на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями проводится за вычетом суммы, использованной на эти цели из выручки.

31. Выдачи наличных денег юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, физическим лицам производятся, как правило, за счет текущих поступлений наличных денег в кассы обслуживающих банков.

При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, физических лиц обслуживающие банки осуществляют подкрепление операционных касс в порядке, установленном законодательством.

32. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям ежемесячно анализируют состояние инкассации торговой выручки по областям по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам во второй декаде месяца, следующего за отчетным, за квартал - в первой декаде второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Для анализа состояния инкассации торговой выручки главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям производят расчет процента инкассации торговой выручки.

Фактический уровень (процент) инкассации торговой выручки определяется как отношение суммы торговой выручки, поступившей от юридических лиц, подразделений, предпринимателей по всем каналам поступлений, к фактическому общему объему розничного товарооборота (включая организации общественного питания).

Анализ проводится как по общему объему розничного товарооборота через все каналы реализации,

При анализе инкассации торговой выручки могут использоваться иные данные отчетов юридических лиц перед территориальными органами государственной статистики Республики Беларусь в соответствии с установленными законодательством формами статистической отчетности, банковской отчетности согласно постановлению Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192.

Торговая выручка, используемая при определении уровня (процента) инкассации торговой выручки, складывается из поступлений от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации в банки, через организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь - наличными деньгами, чеками, безналичными перечислениями, включая расчеты с использованием банковских пластиковых карточек (коды 2002, 2019, 2074, 2075 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192), и корректируется на переходящую выручку (код 2089 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192) между периодами путем исключения суммы выручки, перешедшей из предыдущего месяца (квартала), и увеличения торговой выручки на сумму, перешедшую на следующий месяц (квартал). Производится также корректировка на переходящую выручку между областями.

Для определения размера неинкассируемой выручки из общего объема розничного товарооборота вычитается выручка, поступившая через все каналы поступлений. В состав неинкассируемой выручки включается выручка, использованная торговыми организациями на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, закупку сельскохозяйственных продуктов, предоставление покупателям кредита при продаже товаров в кредит и прочие источники использования выручки.

Перечень показателей, используемых для анализа уровня инкассации торговой выручки, может быть расширен.

При низком уровне фактически сложившейся инкассации торговой выручки выясняются причины и принимаются меры, способствующие увеличению поступлений торговой выручки в кассы банков наличными деньгами (максимальный возврат наличных денег в организованный оборот) и за счет расширения безналичных расчетов на потребительском рынке за товары.

33. Национальный банк Республики Беларусь осуществляет контроль за работой банков по организации наличного денежного обращения в соответствии с законодательством.

 

Глава 4

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

 

37. Прогноз наличного денежного оборота составляется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.

Квартальные прогнозы наличного денежного оборота составляются главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям - по соответствующим областям и городу Минску, центральным аппаратом Национального банка Республики Беларусь - по республике в целом.

Фактические обороты по приходу и расходу по операциям организаций Министерства связи и информатизации Республики Беларусь должны быть сальдированы.

38. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям для определения ожидаемых изменений наличного денежного оборота и потребности юридических лиц, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах составляют прогноз наличного денежного оборота по областям и городу Минску по источникам поступлений наличных денег в кассы банков и направлениям их выдач согласно приложению 5 к настоящим Правилам на предстоящий квартал и представляют в центральный аппарат Национального банка Республики Беларусь не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала с приложением пояснительной записки и расчетов прогноза наличного денежного оборота по:

поступлениям торговой выручки согласно приложению 6 к настоящим Правилам;

выдачам наличных денег на оплату труда согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

39. Прогнозируемые расчеты эмиссионного результата главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям учитывают при разработке мер по организации наличного денежного обращения, а также при прогнозировании завоза наличных денег в регион.

40. Для составления прогноза наличного денежного оборота главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям используют:

прогнозируемые расчеты розничного товарооборота (включая общественное питание) территориальных, ведомственных органов регулирования торговли;

фактические сведения территориальных органов государственной статистики Республики Беларусь об общих (через все каналы реализации) объемах розничного товарооборота (включая общественное питание), о розничном товарообороте (включая общественное питание), по официально учтенным (торговым) организациям, а также о расходовании торговыми организациями наличных денег из выручки;

сведения территориальных экономических органов о прогнозируемых фондах заработной платы;

фактические сведения территориальных органов Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь о подоходном налоге с физических лиц;

сведения организаций Министерства связи и информатизации Республики Беларусь об оплате труда своих работников и объемах реализации услуг связи населению.

41. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям составляют расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки в кассы банков по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

За основу расчета принимается прогноз розничного товарооборота (включая общественное питание) по торговым организациям, отчитывающимся перед органами государственной статистики, а также прогнозируемый объем поступлений торговой выручки по прочим источникам, рассчитываемый органами Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на основе обследования домашних хозяйств.

Для определения прогнозируемого размера поступлений наличных денег в кассы банков из общей суммы принятого розничного товарооборота (через все каналы реализации) вычитается неинкассируемая ее часть. Неинкассируемая выручка прогнозируется исходя из динамики и прогноза розничного товарооборота по области, городу Минску с учетом фактических данных (выплата заработной платы из выручки) из формы

Определяется общая сумма торговой выручки, подлежащая сдаче по всем каналам поступлений: в банки (коды 2002, 2019 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192), в организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (код 2075 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192), а также безналичными перечислениями от физических лиц, включая расчеты с использованием чеков и банковских пластиковых карточек (код 2074 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192).

Процентное отношение полученной торговой выручки к розничному товарообороту характеризует уровень инкассации торговой выручки.

В общую сумму поступлений торговой выручки вносятся коррективы на разницу в переходящей выручке (код 2089 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192) на начало и конец квартала (месяца).

Коррективы на разницу в переходящей выручке производятся в случаях, когда в прогнозируемом периоде количество дней торговли не совпадает с количеством дней, за которые банки учитывают по своему балансу поступления выручки, а также в тех случаях, когда количество дней совпадает, но имеется разница в размерах переходящей выручки на начало и конец прогнозируемого периода. При этом сумма торговой выручки, подлежащая сдаче на счета в банки в прогнозируемом периоде, увеличивается на сумму выручки от торговли за последние дни предыдущего периода, которая будет проведена по балансу банка в прогнозируемом квартале (месяце), и уменьшается на сумму выручки от торговли за последние дни прогнозируемого периода, которая будет принята на баланс банка в следующем квартале (месяце).

При определении суммы торговой выручки, поступающей наличными деньгами в банки и организациям Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, следует исходить из фактического размера этих поступлений за соответствующий период прошлого года и сложившейся динамики в текущем году.

42. Для расчета поступлений торговой выручки главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям используются показатели, определяемые следующим образом:

объем розничного товарооборота по прогнозу - исходя из прогнозов социально-экономического развития областей и города Минска, а также его динамики за периоды, предшествующие прогнозируемому, с учетом индекса цен (уровня инфляции);

выручка, используемая торговыми организациями на оплату труда, сопоставляется с фактическими расходами из выручки по данным формы 4-торг (касса).

Суммы торговой выручки, использованные на оплату труда работникам торговых организаций, учитываются в расчете прогноза кассовых оборотов по выдаче наличных денег на оплату труда.

43. Прогнозируемый размер выдач наличных денег на оплату труда определяется главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам исходя из данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от территориальных экономических органов.

Прогнозирование осуществляется на основании фактических выдач на заработную плату за период, предшествующий прогнозируемому кварталу.

44. Для определения прогнозируемого размера выдач наличных денег из касс банков на оплату труда из общей суммы фонда заработной платы вычитаются суммы безналичных перечислений и удержаний из оплаты труда, которые определяются следующим образом:

подоходный налог - исходя из удельного веса отчетных данных территориальных органов Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь в фактическом фонде заработной платы за соответствующий период прошлого года и прогнозируемого фонда заработной платы;

взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь - в установленном размере от фонда заработной платы;

перечисления оплаты труда в банки для зачисления на счета физических лиц - с учетом динамики данных по кодам 2083, 2183 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192;

оплата труда, выплачиваемая из выручки работникам торговых организаций, - с учетом фактически сложившегося за прошлое время соотношения этих выплат и объема розничного товарооборота;

оплата труда, выплачиваемая организациями Министерства связи и информатизации Республики Беларусь своим работникам из кассовых поступлений, - на основании данных территориальных органов Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Отдельной строкой в данном расчете показываются выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы (код 2042 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192).

45. Прогнозирование по другим статьям кассовых оборотов, характеризующим поступления наличных денег в кассы банков и их выдачи, осуществляется исходя из динамики кассовых оборотов за соответствующий период предыдущих лет с учетом фактических оборотов, сложившихся в предыдущих кварталах текущего года.

46. Главное управление эмиссионно-кассовых операций Национального банка Республики Беларусь прогнозирует объем наличного денежного оборота и размер эмиссии наличных денег на предстоящий квартал на основании прогноза социально-экономического развития республики, динамики фактически сложившихся показателей наличного денежного оборота за соответствующий период прошлого года и в текущем году, а также прогнозов кассовых оборотов, полученных от главных управлений Национального банка Республики Беларусь по областям.

При этом учитываются:

количество дней и другие особенности каждого месяца;

возможные изменения по месяцам объема розничного товарооборота за счет изменения ценового фактора, размера минимальной заработной платы, размера выплат социального характера за счет принимаемых мер по социальной защите населения, размера закупок сельскохозяйственной продукции в зависимости от сезонности, активизации поступлений в предпраздничные и праздничные дни и другие особенности;

сроки уплаты налогов, сборов и других платежей;

время массовых отпусков.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций Национального банка Республики Беларусь на десятый рабочий день месяца, предшествующего прогнозируемому кварталу, доводит главным управлениям Национального банка Республики Беларусь по областям прогнозируемый эмиссионный результат по областям и городу Минску на квартал с разбивкой по месяцам.

48. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям на основании фактических данных отчета о кассовых оборотах банков (форма 0520) производят по состоянию на 15-е и 22-е число каждого месяца в день поступления отчета оценку ожидаемого исполнения прогноза кассовых оборотов по территории и сообщают ее в центральный аппарат Национального банка Республики Беларусь.

 

Глава 5

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

49. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям ежеквартально анализируют состояние наличного денежного обращения.

Объектами анализа являются:

складывающиеся тенденции в наличном денежном обращении и его структуре во взаимосвязи с развитием экономики области, города Минска;

источники поступлений наличных денег в кассы банков (коды 2002 - 2032 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192), направления их выдач из касс банков (коды 2040 - 2059 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192), анализ отчетных данных о кассовых оборотах банков по отдельным показателям за предыдущие периоды - соответствующий период прошлого года и квартал (месяц), предшествующий анализируемому;

уровень инкассации торговой выручки, образующейся в сфере потребительского рынка, и не использованные банками возможности мобилизации внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей юридических лиц, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах;

территориальное размещение выпуска наличных денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращение изъятия) наличных денег;

влияние изменений в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

результаты контроля за работой банков по организации наличного денежного обращения;

результаты разовых (тематических) обследований (изучений) юридических лиц, предпринимателей, частных нотариусов (при наличии таких сведений).

50. При анализе состояния наличного денежного обращения используются:

постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192;

информационно-аналитические материалы территориальных органов государственной статистики Республики Беларусь о социально-экономическом развитии соответствующей области, города Минска;

(в ред. постановления Правления Нацбанка от 21.09.2009 N 155 (ред. 12.10.2009))

(см. текст в предыдущей редакции)

государственная статистическая отчетность;

оперативный (фактический) баланс денежных доходов и расходов населения;

информация о состоянии инкассации торговой выручки по областям, городу Минску.

51. Результаты анализа состояния наличного денежного обращения используются главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям для разработки и осуществления совместно с банками практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии наличных денег в городах и районах. При необходимости соответствующие предложения по этим вопросам вносятся на рассмотрение исполнительных и распорядительных органов.

52. Ежеквартально до 13-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям представляют в центральный аппарат Национального банка Республики Беларусь информацию о состоянии наличного денежного обращения, статистические материалы, предложения по предотвращению и разрешению проблемных ситуаций в сфере наличного денежного обращения.

 

Приложение 1

 

ЗАЯВКА

на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки

и оформление разрешения на расходование наличных денег

из выручки, поступающей в кассу,

на ______ год

 

___________________________________________________________________________

(полное наименование юридического лица (подразделения), предпринимателя,

частного нотариуса, номер текущего (расчетного) банковского счета)

___________________________________________________________________________

(наименование банка)

 

Наличная выручка за последние три

месяца <*>

 

(фактическая) <***> _______ тыс. белорусских рублей.

 

Среднедневная выручка <**> _______ тыс. белорусских рублей.

 

Среднечасовая выручка <**> _______ тыс. белорусских рублей.

 

Выплачено наличными деньгами за

последние три месяца (кроме расходов

на выплаты, входящие в состав фонда

заработной платы, пособий, пенсий,

стипендий, дивидендов)

фактически <***> _______ тыс. белорусских рублей.

 

Среднедневной расход <**> _______ тыс. белорусских рублей.

 

Сроки сдачи выручки (нужное

подчеркнуть):

ежедневно

один раз в _____ дней

указать конкретный день недели _______

другие сроки _________________________

 

Часы работы с ____ ч ___ мин до

___ ч ___ мин.

 

Порядок и время сдачи выручки (используется банком для расчета лимита

остатка кассы): в кассу юридического лица (подразделения), предпринимателю

<****>, в кассу банка при юридическом лице (подразделении), работникам

службы инкассации, в кассу банка, организациям

 

Министерства связи и информатизации Республики Белар


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: