Целеполагание как вид деятельности педагога

Определение цели вообще и цели образования в общем виде нужно для того, чтобы эти идеи сознательно и грамотно использовать в практической учебно-воспитательной деятельности, в профессиональной работе педагога, то есть в целеобразовании и целеполагании, которые и составляют часть профессиональной деятельности педагога. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: 1) цели и задачи обучения (обучающие); 2) цели и задачи воспитания (воспитательные); 3) цели и задачи развития (развивающие). В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

· обоснование и выдвижение целей;

· определение путей их достижения;

· проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание – непрерывный процесс, так как нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

1) Диагностичность или выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая заключается в осуществлении связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.), а также в выдвижении и обосновании целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через включение в процесс всех участников деятельности.

5) Направленность на результат, измерение результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

В педагогической литературе по вопросу методики целеполагания нет единства мнений. В качестве одного из вариантов предлагаются следующие последовательные этапы этой методики:

I этап. Определение стратегических, тактических и оперативных целей.

II этап. Определение целей дальних, средних и близких, установление их логической и преемственной взаимосвязи.

III этап. Анализ целей с позиций их технологичности и диагностичности (наличие конкретных критериев для анализа степени реализации целей, образца-эталона как желаемого результата).

IV этап. Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели.

V этап. Определение средств достижения цели: а) идеальных (знаний, умений, навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения); б) материальных (различные носители информации); в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.

VI этап. Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных предписаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели.

VII этап. Корректировка со-целей для создания благоприятных условий реализации основной цели воспитуемыми.

Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: