Прогнозирование и проектирование педагогического процесса

Всестороннее знание личности, особенностей класса как кол­лектива и данные анализа конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического диагноза, являются необ­ходимой предпосылкой следующего этапа конструирования об­разовательного процесса — прогнозирования, по существу сводя­щегося к педагогическому целеполаганию. Оно открывает возмож­ности обоснованного диагностического задания целей. Движение от личности с ее исходным уровнем развития тех или иных свойств к адекватной постановке целей образования — условие преодо­ления "бездетности" в педагогике. Это объясняется тем, что цель, будучи систематизирующим фактором педагогической системы, порождает все те проблемы, которые нельзя обойти. Диагностич-ность является общим требованием к разработке целей и задач воспитания. Она означает вполне определенное, однозначное описание целей, способов их выполнения, измерения и оценки. Если требование диагностической цели не выполнено, элемент "цели" не может стать системообразующим для совершенствова­ния педагогической системы.*

* См.: Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж, 1977. - С. 45.

Педагогическое прогнозирование обычно определяется как про­цесс получения опережающей информации об объекте, опираю­щийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п.

Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть учитель, достаточно разнообразны: моделирование, выдви­жение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.*

* См.: Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. — Киев, 1974.

Принято различать поисковое и нормативное прогнозирова­ние. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий. Нормативное прогно­зирование, принимая заданность объекта преобразования, связа­но с нахождением оптимальных путей достижения заданного со­стояния. При конструировании педагогического процесса элемен­ты поискового и нормативного прогнозирования теснейшим об­разом связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оп­тимальности способов решения педагогической задачи, перебор­ку которых в актах мышления осуществляет педагог.

Прогнозирование в деятельности учителя позволяет предвосхи­щать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения — это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдель­ных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.

Педагогическое прогнозирование, будучи связанным с целеполаганием, своим конечным итогом имеет конкретизацию педаго­гических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. При этом происходит материализация педагогической за­дачи через ее воплощение в конкретном учебном материале с учетом подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллектива, т.е. тех данных, которые дает педагоги­ческая диагностика. Как результат научно обоснованного прогно­зирования, педагогическая задача синтезирует содержательную, мотивационную и операциональную стороны деятельности и пе­дагога и школьника. Педагог формулирует педагогическую зада­чу сначала для себя и лишь затем "озадачивает" воспитанников и включает их в решение.

Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектиро­вания образовательного процесса. Педагогическое проектирова­ние заключается в содержательном, организационно-методиче­ском, материально-техническом и социально-психологическом (эмоциональном, коммуникативном и т.п.) оформлении замыс­ла реализации целостного решения педагогической задачи. Оно так же, как и прогнозирование и целеполагание, может осуще­ствляться на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: