Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования

Тема 10. Проблема целеполагания в педагогике

План

Понятие цели педагогического процесса, их социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования.

Цель воспитания в современной школе.

Целеполагание как вид деятельности педагога.

Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования.

Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный характер. Цель образования определяет содержание, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия. Проблема целеполагания – одна из важнейших проблем педагогики. В философии цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью педагогического процесса следует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) в сознании субъектов педагогического процесса результаты их взаимодействия. Цель педагогической деятельности – предвосхищение в сознании педагога ее результатов. Следует различать понятия «цель педагогического процесса» и «задача педагогического процесса». Для достижения цели требуется более продолжительный отрезок времени, а задача – это ближайшая цель. Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику.

Поскольку процесс социализации и его составная часть образование (воспитание) проходят на макросоциальном, микросоциальном, межличностном и личностном уровнях, то и целям педагогического процесса свойственна разноуровневость.

1-й (макросоциальный уровень) – это определение идеала воспитания в обществе или отдельной стране, у конкретного народа, который воплощает в себе общественный идеал совершенного человека или группы людей, человечества, цивилизации.

2-й (микросоциальный уровень) – конкретизация общих целей воспитания 1-го уровня в образовательных целях конкретных учебно-воспитательных учреждений. Цели данного уровня сформулированы в учебных программах и программах воспитания для учащихся определенного возраста, в планах учебно-воспитательной работы школы или отдельных педагогов. На этом уровне определяются также цели обучения конкретному предмету, по отдельным разделам и темам учебной дисциплины.

3-й (межличностный) и 4-й (личностный) уровни – конкретизация целей, поставленных на 1 и 2 уровнях с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, наклонностей, интересов и т. д. Личностный уровень предполагает постановку целей и задач самообразования, самовоспитания, самообучения.

Общественно значимые цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический характер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического процесса. Цели также зависят от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития педагогической теории и практики, педагогической культуры общества. В разные исторические эпохи были такие социальные идеалы как «спартанский воин», «добродетельный христианин», «общественник-коллективист», «энергичный предприниматель» и т. д. В настоящее время целью современного воспитания является идеал гражданина, патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина, а формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности становится определяющим в воспитании. Поэтому оно базируется на уважении и доброжелательном отношении к детям, проникнуто гуманностью, глубокой верой в их интеллектуальное и морально-эстетическое развитие. Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе РБ «Об образовании» (в редакции 2002 г.), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) и др. директивных документах в области образования.

Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты. Зародившись в Древней Греции, идея всестороннего и гармоничного развития личности стала выполнять роль идеала, цели воспитания. Данная идея ставилась в качестве цели и в другие исторические периоды развития общества – в позднем Средневековье (Эпоха Возрождения), в новое и новейшее время. Эта идея сохраняет свою привлекательность и в настоящее время. Многие педагоги (И. Ф. Харламов, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый) утверждают, что в качестве цели-идеала идея всесторонне и гармонично развитой личности всегда будет сохранять свое значение, духовную ценность. Не отрицая этого, большинство педагогов придерживаются мнения, что данная цель в современных социально-экономических условиях не является реально достижимой.

Поэтому в настоящее время цель-идеал трактуется как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного, психического, социального и духовного здоровья личности, связанных с этим личностных свойств и качеств. Гармоническое развитие заключается в установлении соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим собой. Эта идея нашла свое отражение и в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Соответственно важнейшими задачами образования (воспитания) являются:

1. Нравственное воспитание личности.

2. Формирование патриотизма и гражданственности.

3. Развитие самосознания личности.

4. Формирование трудовых и жизненных навыков.

5. Формирование ответственного поведения.

6. Формирование здорового образа жизни.

7. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

8. Развитие чувства прекрасного.

9. Развитие экологического сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: