Ситуация 1
В управлении современной организацией известен так называемый «эффект одеяла», когда команды, поступающие сверху вниз модифицируются, трансформируются, не доходят до исполнителей в полном объеме или вообще не доходят. Это серьезная проблема. Традиционный выход – в упрощении организационных структур, т. е. сокращении уровней управления и, соответственно, сокращении времени коммуникационного обмена. Если потери информации при ее прохождении через пять уровней могут составлять 30 %, то при трехуровневой структуре – 15 %. Между тем, «плоские» структуры более затратны в процессах координации и согласования решений на горизонтальных уровнях. Например, в трехуровневых организациях такие затраты примерно на 30 % больше, чем в шестиуровневых. Исходя из этих условий, решите задачу повышения качества коммуникаций.
Ситуация 2
Вы – директор машиностроительного предприятия, с численностью работающих 1 000 человек. Предприятие находится в предкризисном состоянии: объемы сбыт уменьшаются, доходы и прибыль тоже. Это прямым образом снижает заработную плату работников, растет внутреннее недовольство. Как директор, Вы видите выход в реинжиниринге с последующей реструктуризацией деятельности предприятия, что предполагает количественные и качественные изменения в составе персонала, обновление технико-технологической базы. Вам предстоит выступить на собрании представителей трудового коллектива с изложением проблемы и заведомо непопулярных у работников путей выхода из кризиса.
Изложите основные положения и концепцию предстоящей коммуникации, исходя из существующих принципов и правил коммуникационного обмена.
Ситуация 3
Разработайте «дерево целей» на тему «Удачное выступление», примерно ориентируясь на следующие задачи первого уровня «Главная цель - удачно выступить»:
1) преодолеть страх перед выступлением;
2) подготовить речь;
3) произвести хорошее внешнее впечатление.
Ситуация 4
Разработайте стиль общения с разными типами собеседников. В табл. 9.1 представлены наиболее часто встречающиеся в деловом мире типы «абстрактных собеседников». «Абстрактный собеседник» - это воображаемая психологическая модель, снабженная определенными характерными чертами, имеющими значение для подготовки и проведения деловой беседы. Конечно, в жизни в «чистом» виде эти типы не встречаются, а существуют живые люди, которым свойственны некоторые из перечисленных особенностей в комбинации нескольких «абстрактных примеров» собеседников. Однако значение «теоретических моделей» будущих собеседников позволит руководителям более детально обдумать и определить личности своих будущих собеседников, а также разработать возможные варианты поведения с ними.
Таблица 11.1 – Основные абстрактные типы собеседников и стиль общения с ними
Типы собеседников | Характерные черты | Возможный стиль общения | Ваш стиль общения с ними |
Конфликтный тип | 1. Часто выходит за профессиональные рамки беседы. 2. Нетерпелив. 3. Несдержан. 4. Возбужден. | 1. Остаться в рамках профес-сиональной бе-седы и быть совершенно спо-койным. 2. Дать возмож-ность другим собеседникам оп-ровергнуть его утверждения | |
Располагающий тип | 1. Добродушный. 2. Трудолюбивый 3. Спокойно и обык-новенно участвует в дискуссии и под-ведении итогов бе-седы | 1. Дать ему возможность под-вести итоги беседы. 2. Умеренно вклю-чается в дис-куссию | |
«Публичный эксперт» | 1. Думает, что все знает лучше всех. 2. Обо всем имеет собственное мнение. 3. Всегда требует слова | 1. Потребовать от остальных собе-седников выра-зить опре-деленную пози-цию в отно-шении его утверждений | |
«Говорун» | 1. Бестактно и без причин прерывает ход беседы. 2. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады | 1. С максимумом такта остановить. 2. Ограничить вре-мя его выступ-ления | |
Уязвимый тип | 1. Недостаточно уве-рен в себе при публичных выступ-лениях. 2. Боится выска-зываться. 3. Молчит | 1. Задать легкие доверительные вопросы. 2. Укрепить его веру в себя. 3. Не допускать насмешек | |
Замкнутый тип | 1. Замкнут. 2. Считает тему бесе-ды недостойной его внимания и усилий | 1. Признать его знания и опыт. | |
Безразличный тип | 1. Вообще не интересуется беседой. 2. Спит на совещании | 1. Расспросить его о работе. 2. Привести при-меры из круга его интересов | |
Самоуверенный тип | 1. Чувствует себя выше остальных собеседников. | 1. Не применять прямой критики. 2. Применять ме-тод «да, но…» | |
Неконструктивно-коммуникабель-ный тип | 1. Сочиняет и задает вопросы независимо от их реальной основы. 2. Сгорает от жела-ния постоянно спра-шивать обо всем и всех | 1. Направить его вопросы на других участ-ников беседы | |
Уклонист | 1. Старается уйти от обсуждаемых проб-лем. 2. Не высказываетже-желание решать орга-низационные задачи. | 1. По возмож-ности «привя-зать» к обсуж-дению вопросов. 2. Спровоциро-вать дискуссию между ним и «говоруном» |
Ситуация 5
«Говорите ясно», «говорите просто» - чем отличаются эти требования. Приведите примеры того и другого, изложив суть следующей проблемы перед коллективом. Вам необходимо сократить фонд оплаты труда на предприятии примерно на 30 %. Для этого Вы имеете весьма веские с Ваших позиций аргументы. Составьте текст выступления.