Систематизация нормативных правовых актов

Различают несколько видов, способов, форм систематизации. В современной правовой практике используется: учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация, кодификация, свод законов.

Учет законодательства являет собой деятельность по сбору, хранению, поддержанию в контрольном состоянии правовой информации. Осуществляется учет всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей, либо для обеспечения правовой информацией других субъектов права. Для оперативного нахождения соответствующего нормативно-правового предписания создаются информационно-поисковые системы с ручным поиском либо с применением современной техники.

Инкорпорация представляет собой подготовку и издание различного рода сборников (собраний) нормативных актов без изменения их содержания и непосредственно базируется на учете. При этом могут инкорпорироваться все изданные акты как действующие, так и утратившие силу или только действующие. Осуществляется инкорпорация в хронологическом или алфавитном порядке.

Инкорпорация бывает официальная, официозная, неофициальная, полная и частичная. Официальная имеет место тогда, когда правоустановительный орган сам подготавливает и издает соответствующее собрание нормативно-правовых актов. Официозными являются собрания законодательства, подготавливаемые по поручению правоустановительного органа, но издающиеся без официального утверждения. Неофициальные собрания издаются научными учреждениями, любыми издательствами без санкции со стороны официальных органов.

Собрания законодательства бывают систематические, в которых правовые акты располагаются по предметному признаку, либо хронологические, располагаемые последовательно в зависимости от даты их издания. Полные собрания включают все нормативные акты определенного уровня или типа, а частичные - определенную их часть.

Консолидация - это объединение нескольких нормативно-правовых актов в один укрупненный акт. Она осуществляется правомочным правоустановительным органом, который устраняет противоречия, повторы, уточняет формулировки норм, содержащихся в ранее изданных актах. При этом объединяемые акты утрачивают силу и вместо них действует вновь созданный укрупненный нормативный акт.

Кодификация - это деятельность компетентных правоустановительных органов, направленная на упорядочение действующего законодательства, его коренную переработку и принятие нового нормативно-правового акта (кодекса, устава, положения и др.). Кодификационный акт регулирует наиболее существенные отношения и призван обеспечивать стабильность этих отношений. Как правило, данный акт значителен по объему, сложен по своей структуре, подразделяется на части, разделы, главы и состоит из множества статей. Каждая статья состоит из одной или нескольких правовых норм. Это логически стройный, внутренне согласованный нормативный акт, всесторонне и детально регулирующий определенный род, вид или комплексную сферу общественных отношений.

Свод законов - это высшая форма систематизации законодательства, основанная на инкорпорации, консолидации и кодификации. Она осуществляется высшим законодательным органом. В свод законов в строго установленном порядке включаются не только законы, но и важнейшие подзаконные акты. Содержащиеся в своде законов нормы должны выражать волю и интересы всего народа по стабильному правовому упорядочению всех жизненно важных общественных отношений, нуждающихся в государственной защите.

Осуществление консолидации, кодификации и создания свода законов национальной правовой системы является конечной целью правоустановления.

инкорпорация - вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке;

кодификация - вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписании, направленных на регулирование определенной области общественных отношений;

свод законов - полное систематизированное собрание. объединяющее законодательные акты Республики Беларусь;

свод законодательства - полное систематизированное собрание, объединяющее нормативные правовые акты;

систематизация законодательства - деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему;

Статья 74. Свод законов Республики Беларусь

Все действующие законодательные акты Республики Беларусь подлежат включению в Свод законов Республики Беларусь.

Свод законов Республики Беларусь является официальным изданием и поддерживается в контрольном состоянии.

Подготовка и поддержание Свода законов Республики Беларусь в контрольном состоянии осуществляется Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

Статья 75. Издание сборников и собраний нормативных правовых актов

В целях содействия реализации нормативных правовых актов подготавливаются и

издаются сборники и собрания нормативных правовых актов. Сборники и собрания нормативных правовых актов издаются непосредственно

нормотворческими органами либо по их поручениям иными государственными органами

(организациями).

 

Юридическая техника.

Законодательная техника - система правил подготовки проектов законодательных актов; ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

41. Основными требованиями нормотворческой техники являются:
логическое построение проекта акта;

краткость и точность изложения норм проекта акта;

полнота правового регулирования проектом акта соответствующей сферы общественных отношений;

ясность, простота и доступность языка изложения проекта акта, исключающего различное толкование его норм;

оформление проекта акта в соответствии с установленными правилами делопроизводства, если они не противоречат Закону Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" и настоящим Правилам.

42. Логическое построение проекта акта обеспечивается последовательностью,
взаимной связью и согласованностью положений проекта акта, отсутствием в нем
внутренних противоречий.

В акт включаются положения, соответствующие его предмету правового регулирования.

При изложении текста проекта акта сначала размещаются нормативные предписания общего характера, устанавливающие принципы правового регулирования и содержащие правила, которые должны учитываться при формулировании последующих нормативных предписаний.

В проекте акта, устанавливающем порядок определенной деятельности, нормативные предписания располагаются согласно последовательности осуществления действии.

Нормативные предписания, которыми устанавливаются какие-либо исключения из общего правила, включаются, как правило, в акт, содержащий общее правило.

43. При изложении правовых норм следует избегать как чрезмерно обобщенных, так
и чрезмерно детализированных формулировок, а также дублирования нормативных
предписаний и их множественности по одному и тому же вопросу.

При подготовке проекта акта не допускается включение в него норм действующих актов, кроме случаев, когда такие акты (их структурные элементы) в соответствии с проектом акта предлагается признать утратившими силу (такие структурные элементы предлагается исключить из действующего акта) либо воспроизведение норм действующих актов обусловлено необходимостью последовательного изложения нормативных предписаний в проекте акта.

Наряду с нормативными предписаниями не формулируются предписания однократного действия, индивидуальные правила, за исключением положений, содержащих поручения государственным органам (организациям).

В акт временного характера, как правило, не включаются нормативные предписания, действие которых не ограничено сроком.

44. Полнота правового регулирования соответствующей сферы общественных
отношений обеспечивается отсутствием пробелов в правовом регулировании и
установлением в проекте акта механизма реализации его норм.

45. Проекты актов излагаются на белорусском и (или) русском языках.
Предложения строятся согласно общепринятым грамматическим и

орфографическим правилам белорусского и (или) русского языков.

Проект акта, предусматривающий внесение изменений и (или) дополнений в акт, как правило, излагается на том государственном языке, на котором данный акт был принят (издан). Проект акта, предусматривающий внесение изменений и (или) дополнений в акт

путем изложения его в новой редакции, может быть изложен на другом государственном языке.

46. При формулировании текста проекта акта следует:

использовать преимущественно констатирующие, повествовательные, утвердительные предложения в настоящем времени. Не допускается использование вопросительных и побудительных предложений;

избегать длинных и сложных предложений, перегрузки простых предложений однородными членами;

использовать нормативные предписания обезличенного ^нейтрального) характера, не относящиеся к конкретной ситуации, к конкретным организациям и гражданам.

47. В тексте проекта акта не допускается употребление:
просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;

иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке;

нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицании и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор;

аббревиатур, кроме общеизвестных;

ненормативной лексики.

43. Терминология проекта акта должна быть единообразной. Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одинаковые термины.

При использовании терминов следует исходить из их общепринятых определений. В случае необходимости в проекте акта дается расшифровка малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.

Терминология проекта акта должна соответствовать терминологии, используемой в Конституции Республики Беларусь.

49. Определение термина указывается в нормативном положении проекта акта, где
данный термин употребляется впервые.

Определения наиболее важных терминов, используемых в проекте акта и являющихся общими для всех его нормативных предписаний, указываются в одной статье (пункте), обычно помещаемой в начале текста проекта акта.

Определения терминов должны быть понятными и однозначными, излагаться лаконично.

50, Текст проекта акта должен быть напечатан одинаковым шрифтом без текстовых
выделений (подчеркивание, печатание вразрядку, прописными буквами), за исключением
указания вида и названия проекта акта, реквизитов "Принят Палатой представителей"
"Одобрен Советом Республики", названий Общей и Особенной частей проекта кодекса,
разделов, глав и статей проекта акта, подстрочных примечаний к проекту акта, слов "постановляю", "ПОСТАНОВЛЯЕТ", "ПОСТАНОВЛЯЮТ", "РЕШИЛ", "РЕШИЛИ", "ПРИКАЗЫВАЮ", грифов "УТВЕРЖДЕНО", "СОГЛАСОВАНО".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: