Правообразование. Правотворчество. Правоустановление

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОТВОРЧЕСТВО, ПРАВОУСТАНОВЛЕНИЕ

Правообразование. Правотворчество. Правоустановление.

Принципы правотворчества и его основные стадии.

Требования к качеству законодательства.

Систематизация нормативных правовых актов.

Юридическая техника.

Правообразование. Правотворчество. Правоустановление.

Процесс, в ходе которого образуются и устанавливаются нормы права, в юридической литературе и законодательных актах именуется по-разному: нормотворчество, правотворчество, правоустановление, установление или санкционирование, правообразование. Большинство правоведов разграничивают и оперируют двумя понятиями: правообразование и правотворчество. Если под правообразованием имеют в виду объективные факторы, обусловливающие необходимость принятия в официальном порядке тех или иных норм, то правотворчеством считают субъективный процесс, который и завершается установлением правовых норм. Однако интерпретация правотворчества неоднозначна. В рассматриваемом сложном и очень важном для государства и общества процессе формирования правовых норм следует выделить три уровня (стадии) и соответствующие им три понятия: правообразование, правотворчество, правоустановление их принципы и конкретных субъектов, носителей каждого из этапов этого процесса.

В языковом смысле образование - это действие, то, что вызывает появление, возникновение, создание чего-либо в результате какого-либо процесса.

Правообразование представляет собой процесс, в ходе которого вызревает, формируется право. В этом процессе участвуют многие силы объективного и субъективного порядка, причастные к выработке не заурядного регулятора, а регулятора особого рода, поскольку он по природе своей является интегративным, отражающим устои всех упорядочиваемых им предметов, сфер, процессов, синтезирующим справедливые нормы всех социальных регуляторов; общесоциальным, предназначенным для всех без исключения и потому верховенствующим как по отношению к другим социальным регуляторам, так и по отношению к государственной власти.

На стадии правообразования действуют факторы естественные и социальные, объективные и субъективные, постоянные и временные, устойчивые и неустойчивые, важные и неважные, благоприятные и неблагоприятные.

Два основных принципа характерны для процесса правообразования: прагматизм (целесообразность) и демократизм. Прагматизм - от греческого pragmatos - дело, действие. Имеются в виду такие действия, которые вызываются объективно-субъективной потребностью, реальной целесообразностью в русле интересов индивидов и их объединений в различных сферах деятельности, но прежде всего - в экономической, поскольку экономические интересы всегда являются доминантными. Принцип демократизма является универсальным и имеет весьма широкое значение В процессе правообразования он проявляется прежде всего в легитимном проявлении инициативного активного волеизъявления конкретных граждан, а, следовательно, народа в целом, как в осуществлении межличностных отношений, так и отношений, связанных с образованием и функционированием их структур по реализации соответствующих интересов граждан. Практический характер выработки правовой новации - справедливость как сочетание интересов участвующих сторон в конкретном отношении и непротиворечие этих интересов интересам третьих лиц.

Юридической основой, критерием легитимности правообразовательного процесса являются права человека, содержащиеся в Конституции, а также международных актах, принципах права вообще, особенно принципе: «разрешено все, что не запрещено законом».

Правообразование - это легитимная деятельность индивидов и их объединений, в ходе которой под воздействием конкретных объективно обусловленных потребностей стихийно формируются правовые отношения, исходя из обыденного правосознания, которые впоследствии санкционируются государством.

Правотворчество в сравнении с правообразованием являет собой более значимый, поистине творческий, организационно юридически упорядоченный процесс.

Правотворчество - это легализованная, организационно и юридически урегулированная система государственных и негосударственных структур, призванная на основе достижений науки и потребностей практики системно подготавливать проекты соответствующих источников права.

В теории и правотворческой практике важно четко определить:

1) кто является субъектом правотворчества и как выглядит эта система;

2) что должно решаться каждым звеном (задачи) и системой в целом в русле ее цели, главной задачи;

3) как (в каком порядке) должна функционировать данная система с учетом ее правового статуса.

На стадии правотворчества происходит дифференциация его субъектов. Все существующие и потенциально возможные легитимные субъекты правотворчества можно подразделить на: 1) официальные; 2) официозные; 3) юридические; 4) научные; 5) политические; 6) общественные объединения; 7) личностные (персональные). Данная классификация как бы выстраивает степень и уровень причастности, активности и ответственности каждой из перечисленных групп в правотворческом процессе за своевременную и качественную обязательную или альтернативную разработку проектов соответствующих источников права.

Правоустановление - это завершающая стадия легализованного процесса, в результате которого в соответствии с юридически предусмотренной процедурой официально объективируются источники права, принимается и систематизируется законодательство.

Успешное решение задач, стоящих перед стадией правоустановления, достигается благодаря:

а) соблюдению научных принципов правоустановления;

б) юридической демократической процедуре ее функционирования;

в) субординацией и координацией деятельности правоустановительных структур;

г) их компетентности, активности и ответственности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: