Социально-психологические методы управления. Социально-психологические методыоснованы на объективных законах развития социальных отношений и законы психологии

 

Социально-психологические методыоснованы на объективных законах развития социальных отношений и законы психологии.

Социально-психологические методыделятся на два вида: прямые и косвенные.

Прямые методы социально-психологического управления оказывают влияние на объект управления человека или коллектив путем постановки конечной цели. Выделяются следующие виды прямых методов:

· внушение – целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем влияния на его психику (например, при помощи явной или неявной апелляции к его ожиданиям);

· убеждение – это аргументированное активное воздействие при помощи логических средств, направленных на снятие психологических барьеров, напряженности в коллективе, возникшей по поводу данной работы;

· подражание – воздействие на работника или группу при помощи личного примера;

· вовлечение характеризует ситуацию, когда сотрудники становятся участниками процесса подготовки, выработки и реализации решений, постановки конечных целей и определения путей их достижения;

· принуждение – метод, посредством которого работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенные действия;

· побуждение – метод, при котором подчеркиваются положительные качества работника, что позволяет повысить моральную значимость порученного дела.

Косвенные методы социально-психологического управления создают определенную запланированную ситуацию, при которой работник или группа выполняют необходимую работу и достигают поставленных целей в режиме повседневной организации труда. Эти методы различаются по формам опосредования:

· опосредование условиями труда, т.е. ритмичностью, монотонностью, внешней привлекательностью степенью нагрузки, непрерывным или дискретным характером труда, наличием элементов творчества;

· опосредование элементами системы управления, т.е. положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формой контроля деятельности, формой стимулирования и др.;

· опосредование личностными, социальными, социально-психологическими факторами, т.е. психологическим климатом в коллективе, характером традиций, постановкой воспитательной работы.

 

Вопросы по теме

1. Охарактеризуйте понятие «метод управления», приведите классификацию методов.

2. Что означает направленность методов управления.

3. Приведите характеристику организационной формы методов управления в соответствии с ее элементами.

4. Охарактеризуйте организационно-административные методы управления в соответствии с прямым и косвенным характером воздействия.

5. Охарактеризуйте экономические методы управления.

6. Охарактеризуйте социально-психологические методы управления.

Литература

1. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента.- М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб.и доп.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

3. Зайцев Б.Ф. Система методов управления. – М., 1989.

4. Лэнд Питер Э. Менеджмент - искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента/ Пер.с англ. М.Шершевской при участии М.Орлова.- М.: ИНФРА-М, 1995.

5. Менеджмент: Учебное пособие/ И.В.Лемеш, В.Л.Лунев, Л.Е.Чередникова и др. Под ред. В.И.Россинского. – Новосибирск, НГАЭиУ. – 2003.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: