Пассажиры с особым правовым статусом

Тема № 11. Меры, которые принимаются к определенным группам пассажиров с целью обеспечения безопасности в гражданской авиации (лекция).

Пассажиры с особым правовым статусом

1. 1. Дипломатический персонал и VIP

1.1.1 Дипломатический персонал

Дипломатический персонал, аккредитованный при данном государстве (где данный дипломат садится в воздушное судно), и дипломатические курьеры обладают определенными привилегиями и иммунитетами от судебного преследования, выступая в официальном качестве представителей их государства. Такие привилегии содержатся в Венской конвенции о дипломатических сношениях, совершенной в Вене, Австрия, 18 апреля 1961 года.

В Венской конвенции предусматривается, что личность дипломатического агента и его или ее личный багаж не должен освобождаться от обычного процесса досмотра, за исключением случаев, когда данное государство специально соглашается на такое освобождение или данный багаж является частью дипломатического багажа и вализов, упомянутых в данном разделе ниже.

В Венской конвенции говорится, что личный багаж дипломатического агента должен освобождаться от таможенного досмотра только в том случае, если он содержит предметы, предназначенные для официального пользования представительства или для личного пользования дипломатического агента или членов его или ее семьи, живущих вместе с ним (статья 36). Конвенция также обязывает всех дипломатических сотрудников "уважать законы и постановления государства пребывания", в том числе осуществляемый на законных основаниях досмотр перед посадкой на борт воздушного судна (статья 41).

Кроме того, несмотря на то, что некоторые пассажиры могут обладать дипломатическим иммунитетом, включая личную неприкосновенность, они, тем не менее, перед посадкой на борт воздушного судна подвергаются обычному досмотру и/или проверке, требуемой для обеспечения авиационной безопасности. Хотя личное имущество определенных лиц может быть неприкосновенно, в целях безопасности гражданской

авиации личный багаж (включая ручную кладь и перевозимый в грузовом отсеке багаж, принадлежащий дипломатам и членам их семей) подлежит применению тех же требований в отношении досмотра, которые применяются к обычному багажу.

В тех случаях, когда обычный порядок досмотра считается нецелесообразным, по просьбе может быть проведен досмотр в частном порядке. Однако, досмотр в частном порядке не должен быть нормой. Досмотр в частном порядке может быть произведен в изолированной зоне в помещениях, арендованных эксплуатантом воздушного судна (например, в зале ожидания), или, по специальной договоренности с эксплуатантом аэропорта, в таком помещении, как зал для пассажиров VIP, который, при необходимости, может быть оснащен соответствующими средствами, позволяющими произвести досмотр дипломатов или других привилегированных лиц.

Особое внимание следует уделять пассажирам, которые работают в дипломатических представительствах, но на которых не распространяется дипломатический иммунитет, таким как водители, помощники или даже специалисты, которые имеют удостоверения личности, похожие на удостоверения личности дипломатов, но которые не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми государством.

Если государство предоставляет указанным дипломатам освобождение или разрабатывает для них специальные правила досмотра в целях безопасности, данному государству необходимо включить эти освобождения или специальные процедуры досмотра в свою НПБГА. Такие специальные процедуры должны быть понятны сотрудникам аэропорта и не должны оспариваться ими, а также должны быть отражены в стандартных эксплуатационных правилах ПБА. Во избежание каких-либо проблем в аэропорту подробное описание специальных процедур, а также список должностных лиц, на которых они распространяются, должны быть официально доведены до сведения соответствующих лиц и/или организаций. Наконец, такие специальные процедуры будут, в силу необходимости, разработаны совместно как соответствующим полномочным органом, так и дипломатическими и/или протокольными органами или, по крайней мере, одобрены ими.

 

1. 1.2. Главы государств

Правительства государств предоставляют особое освобождение от процедуры проверки и досмотра прибывающим с официальными визитами членам королевской семьи и главам государств. Такое освобождение не обязательно предоставляется, когда такие лица путешествуют в качестве частных лиц, за исключением случаев, когда достигнута специальная официальная договоренность между соответствующими полномочными органами и дипломатическими и/или протокольными органами.

Освобождение от процедуры проверки и досмотра основывается на том факте, что при путешествии с официальным визитом члены королевской семьи и главы государств и их багаж настолько тщательно охраняются сопровождающими их сотрудниками полиции и других служб, что риск попадания в их багаж оружия и/или взрывного устройства или их проноса на борт воздушного судна сводится к нулю.

Однако не мешает помнить о том, что приближенные лица, включая телохранителей и помощников, совершали убийства членов правительств государств. Если член правительства государства путешествует на коммерческом воздушном судне вместе с обычными пассажирами, целесообразно предложить непосредственно лично члену правительства государства (а не через его или ее сотрудников) пройти специальный досмотр в целях безопасности в соответствующем помещении и в соответствующих условиях и проверить его или ее ручную кладь и перевозимый в грузовом отсеке багаж на предмет обнаружения взрывчатых веществ или опасных предметов, которые могли быть помещены в багаж кем-то посторонним.

Для того чтобы полицейские службы и службы безопасности приняли необходимые меры, информацию об организации путешествия такого лица следует представлять заблаговременно. Такие меры будут включать сопровождение таких лиц при прохождении через охраняемые зоны аэровокзала. По возможности, для этого следует использовать специальные зоны (например, залы VIP, помещения для протокольных мероприятий), чтобы избежать контактов с обычными пассажиропотоками.

За выполнение формальностей и обеспечение безопасности важных лиц при вылете и прибытии должны отвечать министерство внутренних дел, протокольный отдел и полиция. Планирование визитов в государство должно включать конкретное планирование мер безопасности, связанных с прибытием и убытием и/или передвижениями внутри страны.

Следует отдавать себе отчет в том, что рейсы, которыми будут лететь члены королевской семьи и главы государств, почти неизбежно будут подвергаться повышенному уровню риска. При использовании обычных регулярных рейсов, когда сопровождающие официальные лица несут большую ответственность за обеспечение безопасности официальной делегации, нельзя недооценивать повышенный риск для других пассажиров. Нельзя допускать, чтобы меры обеспечения безопасности официальной делегации создавали угрозу безопасности рейса в целом и безопасности пассажиров.

Если для путешествия в государство, передвижения внутри него или убытия из него используются специальный чартерный рейс, военные или частные воздушные суда, меры безопасности, как правило, будут ограничиваться обеспечением безопасности самого воздушного судна, и такими мерами безопасности на земле, которые обстоятельства могут потребовать. Особое внимание следует обращать на возможное вмешательство в нормальную деятельность, потенциальную опасность нападения на аэропорт и/или аэровокзальный комплекс, и/или агрессивное поведение протестующих в аэровокзальном комплексе или на дорогах, ведущих в аэропорт. Не следует недооценивать любую деятельность, которая может отвлечь внимание от осуществления мер безопасности и помешать обеспечить надлежащий уровень безопасности.

Если на каком-либо участке маршрута путешествие будет осуществляться на регулярном пассажирском рейсе, в большинстве случаев потребуется принимать дополнительные меры безопасности. Уровень обеспечения безопасности будет зависеть от степени угрозы, возникающей в связи с присутствием официальной делегации. В таких ситуациях, помимо принимающих правительственных учреждений и полиции, следует проконсультироваться со следующими организациями: эксплуатантом воздушного судна,

соответствующим полномочным органом и полномочным органом по безопасности аэропорта.

 

1. 1.3. Дипломатические курьеры, багаж и вализы

Если пассажиром является дипломатический курьер, его багаж: любые дипломатические вализы, следующие с этим курьером, либо как ручная кладь, либо как перевозимый в грузовом отсеке багаж, – "не подлежит ни вскрытию, ни задержанию" (статья 27(3) Венской конвенции). Все другие предметы ручной клади и перевозимого в грузовом отсеке багажа должны оформляться в обычном порядке.

Дипломатический багаж, включая ручную кладь и перевозимый в грузовом отсеке багаж, должен быть маркирован как таковой аккредитующим государством. "Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер" (статья 27(4) Венской конвенции).

Сопровождающий дипломатическую почту курьер должен быть снабжен "официальным документом с указанием его или ее статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту" (статья 27(5) Венской конвенции).

Приложение 17 требует от государств вводить меры для обеспечения "досмотра" ручной клади и перевозимого в грузовом отсеке багажа "перед его погрузкой на борт воздушного судна", однако не требует досмотра дипломатического багажа с помощью рентгеновской установки или любым другим способом, несовместимым с Венской конвенцией. Аккредитующее государство может заблаговременно проинформировать эксплуатанта воздушного судна о времени доставки дипломатического багажа на борт воздушного судна.

Если поступит такая просьба, аккредитующее государство должно быть готово подтвердить устно или письменно, что аккредитующее государство обеспечивало постоянную охрану дипломатического багажа и что дипломатический багаж не ставит под угрозу безопасность воздушного судна или его пассажиров.

В том случае, если государство пребывания или государство, через которое дипломатический багаж следует транзитом или трансфером, имеет конкретную информацию о том, что дипломатический багаж аккредитующего государства, предназначенный для перевозки на воздушном судне, представляет угрозу безопасности этого воздушного судна или его пассажиров, государство пребывания или государство транзита или трансфера по решению, принятому на соответствующем уровне, может отказать в принятии на борт дипломатического багажа, однако не должно вскрывать или задерживать его. В таких случаях государство пребывания должно информировать об этом посольство аккредитующего государства по обычным дипломатическим каналам.

Государствам рекомендуется серьезно рассмотреть возможность опломбирования своего дипломатического багажа и обращения с просьбой к государствам, которые осуществляют перевозку дипломатического багажа на свою территорию, со своей территории или через свою территорию, ставить свои собственные пломбы в качестве сдерживающей меры против его вскрытия.

Государства пребывания могут проинформировать представительства аккредитующих государств о своих требованиях, процедурах и ожидаемых действиях в отношении дипломатических курьеров и дипломатического багажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: