Научная педагогика при определении содержания образования в школе и других учебно-воспитательных учреждениях исходит из тех конкретных детерминант, которые, так или иначе, влияют на развитие и формирование личности. В качестве методологической посылки этих детерминант является то, что развитие личности, как уже отмечалось, определяется мерой овладения общественным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и навыки применения их на практике, способы творческой деятельности, а также мировоззренческие и морально-эстетические идеи. Исходя из этого, в педагогике разработана система научных требований, которые предъявляются к содержанию образования, его совершенствованию и обновлению. На всех ступенях образования его содержание должно:
· обеспечивать осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности; способствовать умственному развитию, техническому обучению, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся; включать в себя цикл естественно-математических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов;
|
|
· базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социально-экономических изменений в обществе и развития науки, техники и культуры и иметь гражданско-патриотическую направленность;
· строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе соответствующих наук;
· раскрывать взаимосвязь между отдельными учебными предметами;
· укреплять связь теории с практикой, с включением учащихся в доступную для них трудовую деятельность;
· соответствовать возрастным возможностям учащихся;
· сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации школьников.
Отмечая те особенности, которые присущи каждому из названных видов образования, нельзя не указать также и на те многообразные связи, которые существуют между ними. Например, овладение знаниями по математике, физике и другим естественнонаучным предметам имеет большое значение для политехнической подготовки, а иногда и связано с элементами профессионального обучения. И, наоборот, технические знания и профессиональная подготовка обеспечивают и углубляют общее образование. Все это обусловливает необходимость органической взаимосвязи в содержании и осуществлении общего и политехнического образования с включением в них элементов допрофессиональной и профессиональной подготовки. Поэтому основными тенденциями совершенствования содержания образования являются:
|
|
1. Гуманитаризация и гуманизация содержания образования (приобщение к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству, увеличение в учебном плане объема социально-гуманитарных дисциплин);
2. Разработка и реализация деятельностного содержания образования, способствующего усвоению учащимися не только готовых знаний, но и способов мышления и деятельности, формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
3. Открытость и вариативность содержания образования (выбор учащимися различных вариантов учебных курсов и видов деятельности, дифференциация образовательного процесса, обеспечивающего развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склонностями, интересами;
4. Постепенное уменьшение обязательных предметов и занятий и увеличение предметов, занятий, видов деятельности по выбору;
5. Включение в содержание образования интегрированных курсов;
6. Стандартизация содержания образования, обеспечиваемая разработкой системы обязательных стандартов в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции от 19.03.2002).
Все вышесказанное позволяет выделить функции образовательных стандартов: социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.
4. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: образовательные стандарты, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.
Государственный образовательный стандарт (стандарты) – это документация, которая является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.
Государственный образовательный стандарт определяет:
· минимум содержания основных образовательных программ;
· максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
· требования к уровню подготовки выпускников.
На основе государственных стандартов разрабатываются: учебные планы, учебные программы, а также создаются учебники, и учебные пособия для образовательных учреждений различных типов. В чем суть этих документов?
Учебный план – это утверждаемый министерством образования республики документ, в котором определяется состав (перечень) учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в каждом классе. В современных учебных планах изучаемые в школе предметы подразделяются на три группы: предметы обязательные (базовый компонент), предметы, изучаемые по выбору учащихся (дифференцированный компонент) и предметы, которые вводятся советом школы (школьный или региональный компонент).
Учебная программа – это утверждаемый министерством образования республики документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.
Исторически сложилось два принципа построения учебных программ – концентрический и линейный.
При концентрическом (от лат. concentrum – центр, средоточие) способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях учебной работы.Пример: в начальных классах учащиеся знакомятся с тремя состояниями воды – жидким, газообразным и твердым, а в 7-х и 9-х классах изучают кипение и молекулярно-кинетическое движение, которое обусловливает эти состояния.
|
|
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущих классах. Этот способ дает значительную экономию времени, поскольку исключает какое-либо повторение.
В учебниках и пособиях раскрывается конкретное содержание программного материала по каждому предмету и по каждой теме:
§ указания по организации учебной работы школьников;
§ фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами;
§ материал для тренировочных упражнений;
§ вопросы для самоконтроля (хрестоматии, сборники и др.).
Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки, инструктивные материалы, иллюстрированный материал, шрифтовые выделения, оглавления, приложения, различнын указатели).
Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором изучаемый материал представлен более расширенно и детализированно. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, тестов, атласы, словари, справочники, рабочие тетради и др. Учебно-методический комплекс (УМК) по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео-, аудио – и др. средства.