Педагогика прагматизма (Дж. Дьюи, Х. Паркхерст, У. Килпатрик)

В 90-е годы XIX века в США зародилась так называемая «философия прагматизма» (основатели Ч.Пирс, У.Джеймс). Направление прагматизма (от греч. прагма – дело, действие) основывалось на трактовке истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно». В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувствами «внутреннего удовлетворения», или самоудовлетворения. Наиболее ярким представителем прагматизма в области педагогики был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Он предложил реформировать систему школьного образования, противопоставив школе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение, при котором все знания извлекаются из практической деятельности и личного опыта ребенка. В XIX в. в системах образования Европы и США господствовала дидактическая концепция И.Ф. Гербарта, согласно которой ученик – объект в руках учителя. Учитель приказывает, ученик исполняет, учитель спрашивает, ученик отвечает. По гербартианской трактовке, учителя надо вооружить знаниями, как управлять учеником, как строить изложение материала, как ставить вопросы, чтобы получить необходимый результат, а также школьными программами, в которых четко очерчен круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению. Джон Дьюи провозгласил примат ученика: ученик сам решает, чему и как учиться, озадачивает учителя вопросами. Последний внимательно наблюдает за учащимися и координирует их деятельность. Таким образом, вместо старой, традиционной школы, которая нивелировала личность с помощью стандартных методов и приемов, Дьюи предложил модель школы, из которой должны были выходить люди со значительным творческим потенциалом, умеющие жить и приспосабливаться к условиям быстро меняющегося мира.

В основу педагогической концепции Джона Дьюи положен ряд тезисов:

1. материал для обучения нужно брать из жизни и опыта ребенка.

2. Заранее составленные учебные курсы не нужны.

3. Обучение посредством делания – основной метод в школе.

Ведущая роль отводилась общественным предметам (25 % учебного времени), так как, по мнению Дж. Дьюи, обучение должно быть социальным по характеру. Около 10 % учебного времени занимало обучение письму и чтению. Большое внимание уделялось естествознанию и ручному труду. В методике Дьюи помимо трудового воспитания значительное место занимали игры, импровизации, экскурсии, домоводство, художественная самодеятельность. Придавая огромное значение семейному воспитанию, педагог считал необходимым включать родителей в работу школы, вовлекать семью в решение педагогических задач. Д. Дьюи организовал первую в США «Ассоциацию родителей и учителей».

Оригинальный тип экспериментального среднего учебного заведения был создан в 1920 г. Хелен Паркхерст (1887–1959) в г. Дальтон, штат Массачусетс, США. Большую популярность в мире получила ее система индивидуализированного обучения – Дальтон-план. Философия образования, положенная в основу Дальтон-плана, базируется на двух постулатах: индивидуальное развитие ребенка до максимально высокого уровня; преданность социуму. Х. Паркхерст была убеждена в том, что ребенок – существо социальное и школа должна стать моделью общества, где дети должны научиться жить вместе с другими. Учебная деятельность при использовании Дальтон-плана предполагала индивидуальную работу учащихся по усвоению годового объема учебного материала, который разбивался на ежемесячные разделы, в свою очередь, подразделявшиеся на недельные и ежедневные. Предусматривалось детальное совместное планирование учебной нагрузки учениками и учителями в самом начале учебного года.

Учебники пособия, книги из школьной библиотеки, а также предметные кабинеты-лаборатории, в которых учащиеся могли бы получать консультации учителей – предметников при выполнении лабораторно-практических работ. Поэтому данный метод обучения назывался еще и «лабораторным». Для контроля продвижения учащихся в овладении учебным материалом учителям предполагалось иметь специальные учетные карточки на каждого ученика, в которых делались бы отметки по каждому разделу программы. Занятия гимнастикой, музыкой, домоводством игры проходили учениками совместно. Сущность своего метода Х. Паркхерст определяла так: практический лабораторный план – это метод педагогической реализации развития активности как учителя, так и ученика. Он дает умственную и моральную свободу, которая играет важную роль в жизни ребенка. Поэтому свобода – первое принципиальное обоснование дальтонского лабораторного плана. Свобода – это собственный темп ребенка в овладении материалом. После самостоятельного выполнения учениками заданий в школе должны были организовываться собрания, конференции для обсуждения наиболее сложных вопросов учебных программ.

Уильям Килпатрик (1871–1965) – американский педагог и психолог, который предложил «метод проектов», предусматривавший такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. У. Килпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного, служили развитию и обогащению последующих. Поэтому обучение должно осуществляться через организацию целевых актов, включавших в себя постановку проблемы, составление плана ее реализации и оценку выполнения. Учащиеся должны были сами проектировать то, чем им предстояло заниматься. Примером обучения ребенка по «методу проектов» может служить выполнение такого задания, как изготовление бумажного змея: намерение ребенка состоит в том, чтобы змей летал; это намерение, переходя в цель, определяет выбор плана его изготовления, подборки материала и т. д. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет уже использовать как собственный опыт, собственные «открытия». Ребенок заинтересован в результатах своих действий и несет за их ответственность. В обязанности учителя входит, опираясь на индивидуальные интересы и особенности каждого ученика, вывести его на путь более серьезных интересов. Только при такой системе обучения, считал У. Килпатрик, воспитание может превратиться в непрерывную перестройку жизни ребенка и поднять ее на высшую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановке в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Впоследствии «метод проектов», система «Дальтон-план», идеи Д. Дьюи, использовались в практике многих стран мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: