Школьные реформы конца XIX – начала ХХ веков как стимул к развитию педагогической теории и практики

На рубеже XIX – XX вв. знаменитым событием в антитрадиционном воспитании стало рождение «экспериментальной педагогики», наиболее видными представителями которой был немецкий педагог Э. Мейман, французский педагог А. Бине, американский – Э. Торндайк и др. Создатели экспериментальной педагогики полагали, что прогресс в деятельности школы, как и самих наук о ребенке, его развитии, воспитании и обучении, может быть достигнут не путем абстрактных теорий, а лишь на основе использования положительных и достоверных фактов из педагогической практики. Эти факты должны дополнительно проверяться опытным экспериментальным путем. Были созданы научно-экспериментальные лаборатории и введен в научный обиход термин «педагогический эксперимент». На основе лабораторных наблюдений эксперименталисты выдвинули в качестве основного, педагогический принцип саморазвития личности. Они искали новые подходы к формированию личности, к соотношению в ней социального и биологического, новые методы изучения природы ребенка.

В экспериментальной педагогике сложилось несколько направлений. Вильгельм Август Лай (1862–1926) полагал, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать в и лабораториях, и в естественных условиях. Главным ориентиром воспитания рассматривалось изучение детской физиологии и сенсорики. В основу воспитания он ставил деятельность ребенка, считая, что эту деятельность нужно организовать с учетом его особенностей, рефлексов, потребностей физиологии и психологии. Обучение, по определению А.Лая, должно следовать за биологическими стадиями развития ребенка, выступая как бы в качестве механизма управления рефлексами, импульсами и воли учащихся согласно нормам культуры. Концепция А.Лая – важная ступень в познании ребенка и педагогической теории. Ученый справедливо ставил результаты воспитания в зависимость от психолого-биологического фактора. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребенка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

Эрнст Мейман (1862–1915), в отличие от А.Лая, был за разносторонний подход к изучению личности ребенка. Он объединял в этих целях данные анатомии и физиологии, педагогики, психологии, психопатологии Э. Мейман разработал методику изучения психики ребенка в лабораторных условиях. Однако игнорирование естественных условий деятельности ребенка на уроке, его поведение в социальной среде искажало правильность полученных данных об объектах исследования, и в конечном итоге снижало эффективность педагогики Э. Меймана. Сужались в его педагогической системе также функции учителя в изучении детей, их выполнял специальный исследователь. Большой интерес и в наше время имеют мысли Э. Меймана об умственном воспитании, его соображения о гигиене школьной работы и о влиянии на ученика школьной и внешкольной жизни. В основу своей педагогики он ввел также этику и эстетику. Им был написан трехтомный систематический курс «Лекций по введению в экспериментальную педагогику».

Альфред Бине (1857–1911), анализируя процесс обучения, исходил из утверждения, что ребенок хорошо усваивает то, что его непосредственно касается. Он изучал физиологические и психологические закономерности развития школьников. А. Бине выступал против традиции, согласно которой главным средством обучения является слово учителя, считая, что ученик должен стать активным участником собственного образования. Он предложил обучать в так называемых гомогенных классах, объединяющих учащихся со сходными уровнем развития и способностями. А. Бине утверждал, что в процессе воспитания, следует, прежде всего, опираться на врожденные данные. Социальную среду как фактор воспитания А. Бине рассматривал излишне прямолинейно. Он, в частности, полагал целесообразной жесткую рецептуру наказаний, невысоко расценивал роль педагогического примера. Видным представителем экспериментальной педагогики в США был Эдвард Ли Торндайк (1874–1949). В американской психолого-педагогической науке доминировала им разработанная теория бихевиоризма, согласно которой поведение человека – чисто внешние реакции организма, вызываемые стимулами и закрепляемые многократными упражнениями. Таким образом, все воспитание сводится к дрессировке – развитию желательных реакций на определенные стимулы, игнорируются социальные основания поведения человека в процессе воспитания. В школьной практике США экспериментальная педагогика сводилась главным образом к тестовому изучению коэффициента умственного развития ребенка и организации обучения путем его широкой дифференциации и индивидуализации. Экспериментальная педагогика старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, анкетирование, тестирование.

Эксперименталисты полагали, что использование этих методик дает возможность вырабатывать педагогические и психологические нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно. Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом развития науки о детях – педологии, которая представляла собой синтез психологических, биологических и социальных знаний о развитии ребенка и основывалась на представлении о нем как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды. Необходимо лишь изучить и измерить оба эти фактора, чтобы направить воспитание в нужное русло.

Оптимистические прогнозы экспериментальной педагогики часто не согласовывались с педагогической действительностью. В известной мере это объяснялось недостаточной корректностью научного обобщения результатов исследования. В этой связи М. Монтессори писала «Мы полагали, что, таская камни… экспериментирования к искрошившимся стенам старой школы, мы сможем перестроить ее… но этого мало. Для практического улучшения школы необходимо действительное слияние … теории и практики».

В целом поиск путей реорганизации учебно-воспитательного процесса на Западе в первой половине XX в. был направлен на обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания, на формирование творческого отношения детей к учебе. Сосредоточением такого поиска стали экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, которые получили название «новые школы». На рубеже 19-20 вв. их насчитывалось около 25.

Оригинальный тип школы был создан в 1919 г. австрийским философом и педагогом Рудольфом Штайнером (1861–1925). Она вошла в историю образования под названием Вальдорфской школы. Р. Штейнер разработал теоретическое обоснование ее учебно-воспитательной работы. Ключевой фигурой в Вальдорфской школе был учитель, подготовке которого уделялось особое внимание, так как он являлся классным руководителем с 1-го по 8-й класс и преподавал все ведущие предметы. Для учителя Вальфдорской школы характерна самостоятельность в поиске путей и средств педагогического взаимодействия, полная ответственность за свою деятельность и творчество. Учитель должен был хорошо знать природу ребенка и руководствоваться в своей работе девизом: «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным». Идеал Вальдорфской школы – воспитание цельного, гармонично развитого человека. Весь процесс обучения в Вальдорфской школе был построен таким образом, чтобы гармонично развивать в ребенке интеллект, волю, чувства. Первые два часа занятий посвящались развитию интеллекта. Изучались основные образовательные предметы – физика, математика, литература, биология и. др. Они преподавались методом погружения – блоками продолжительностью несколько недель. Следующие два часа посвящались изучению предметов художественно-эстетического цикла: музыке, живописи, иностранным языкам, физической культуре. Последние два часа отводились на ручной труд. При усвоении учебного материала шли по спирали – от ближайшего окружения человека к познанию астрономии и космоса. В основе методов обучения лежало преподавание по «ритмам» и «циклам» детской жизни. Предполагалось, например, что у детей колебание между восприятием и осуществлением происходит каждый час, что следует учитывать при подаче и усвоении учебного материала. Работа школы строилась на персональном подходе и индивидуальных требованиях к ученикам. В нравственном воспитании на первый план выдвигалось воображение и фантазия как противоядие от детской ожесточенности. Школа жила на началах самоуправления. В Вальдорфской школе отсутствовали оценки успеваемости, не было директора. Его функции делились между двумя органами: «Конференцией по руководству» и Правлением школы, куда входили родители и представители педагогического коллектива.

Европейскую славу приобрела созданная в 1935г. в г.Пиульи (Франция) начальная школа под руководством Селестена Френе (1896-1966). Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. С.Френе являлся основателем и лидером «Международной федерации сторонников новой школы». Он основатель нескольких педагогических журналов, написал педагогические труды, наиболее известный из них «Новая французская школа». Педагог создавал свою систему в противовес традиционной французской школе; стремился уйти от недостатков современной ему системы обучения – консерватизма, книжности, вербализма, отрыва от жизни. Предназначение школы С.Френе видел не в том, что приспособить ребенка не к той социально-культурной среде, из которой он вышел, а напротив, мечтал воспитать в нем носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду.

Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С.Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. При этом он подчеркивал важную организационную функцию школьного учителя, значение его рациональной учебно-воспитательной методики. С.Френе был за твердый распорядок дня и режим работы учащихся, признавал совместное планирование работы учителем и детьми. Он был принципиальным противником использования на уроке учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебник навязывает ребенку логику взрослого, не позволяет индивидуализировать обучение. Вместо учебников он вводит «свободные тексты» – небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения. Для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Лучшие из них отбирались учителем, дополнялись и набирались школьниками на печатном станке, затем подшивались в специальные тетрадки и использовались как пособия. Следовательно, необходимым средством воспитания и обучения была школьная типография. С.Френе считал, что работа с печатным станком позволяет ребенку приобрести навыки ручного труда, отработать координацию движений, развивать внимание, зрительную память, повысить грамотность. В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку учителю при оценивании трудно избежать субъективности, случайности, ошибки. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности. «Задача школы, – указывал С.Френе, – культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности». Вместо традиционной отметки в школе Френе ребенок получал «положительное подкрепление» в форме, которая была принята в классе. Соревнования допустимы, считал Френе, в спорте, в игре. Важное место в воспитательной системе С.Френе отводил самоуправлению учащихся. Предлагал реализовать самоуправление через «школьный кооператив» под руководством Совета. В функции совета входила хозяйственная деятельность, работа по самообслуживанию. Самоуправление должно соответствовать особенностям детской психики. Интересам детей и не копировать взрослых. В педагогической системе С.Френе особое место занимала стенгазета. Она способствовала формированию общественного мнения, дисциплинировала школьников. Педагогическая система С.Френе предусматривала концепцию «открытой школы», использования метода «положительного подкрепления», создания в обучении проблемных ситуаций, индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя, переписки. Огромное внимание в школе Френе уделялось нравственному, гражданскому, семейному воспитанию. Много нового внес С.Френе в вопросы формирования взаимоотношений ученика и учителя, воспитания взаимопомощи, ответственности, уважения у школьников.

Януш Корчак (Генрик Гольдшмит,1878–1942) – представитель гуманистической педагогики, талантливый врач, известный детский писатель, видный польский педагог, мужественный человек. Главным делом жизни Я.Корчака стал Дом сирот для еврейских детей, которым он руководил на протяжении 30 лет – до конца своей жизни. 5 августа 1942 г. двести детей с девятью воспитателями шли строем через Варшаву. Я.Корчак, отказавшись от предложения гитлеровцев сохранить ему жизнь, шел во главе колоны, держа за руки двух самых маленьких детей. Колону вели в газовые камеры лагеря смерти Треблинки. Над колонной реяло зеленое приютское знамя надежды с четырехлистным золотым клевером…. На месте их смерти стоит камень с надписью «Януш Корчак и дети». Когда в период немецкой оккупации Польши фашисты осудили детей Дома сирот на страшную смерть в крематории концлагеря Треблинка, Я.Корчак со своей неизмеримой любовью и сочувствием к своим воспитанникам, по своей воле (как известно педагогу фашисты предлагали сохранить жизнь) пошел в крематорий вместе с детьми, чтобы поддержать их в последнюю страшную минуту их жизни. Вся педагогическая деятельность Я. Корчака, все его педагогические принципы – это проявление величайшей преданности детям, величайшего понимания мира детства.

«Услышать! Понять! Установить диалог», – кредо жизненной философии и основной тезис педагогики Я.Корчака.

Рассматривая педагогическое наследие Я.Корчака, следует подчеркнуть, что педагогику он считал наукой не о ребенке, а о человеке, тем самым выделял ее общечеловеческую и гуманистическую направленность. Вопреки представлению, что ребенок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, он утверждал идею полноценности ребенка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа взрослой жизни. Признание равноценности ребенка и взрослого означает признание права ребенка быть тем, кем он есть, - право на индивидуальность, право на уважение человеческого достоинства. Я.Корчак предостерегал от «однополярного» воспитания, напоминая, что следует посвятить ребенка не только в добрые идеалы, но и привить сопротивляемость злу и конформизму.

В Доме сирот Я.Корчак стремился создать идеальное содружество, где действовали принципы демократии и законности, обязанностей и свободы, взаимопонимания и взаимоуважения. Система самоуправление в Доме сирот реализовалось через совет управления, товарищеский суд, детский парламент.

Целевая установка в его воспитательной системе состояла в воспитании активности и самостоятельности личности с развитыми гуманистическими качествами.

Духом гуманизма, любовью к детям пронизана книга Я.Корчака «Правила жизни», в ней раскрыты основные нравственные нормы общества. Автор учит детей доброте и чуткости, трудолюбию уважению к людям труда. Его фундаментальный труд «Как любить ребенка» представляет собой синтез размышлений о детях и их воспитании. Центральная идея книги – обоснование педагогической истины о том, что главное для воспитания – любить ребенка, знать его душу, понимать его мир, видеть в нем равного себе. Уметь представить себя ребенком. Доброта учителя – основная черта его личности и ведущее профессиональное качество.

Формирование добрых человеческих отношений Я.Корчак не представлял без доверия к воспитанникам. «Доверчивость, вера в людей, – писал он, – не толи это добро, которое можно сохранить и развить в противовес злу, которое порой нельзя устранить, а можно лишь, да и то с трудом, приостановить в развитии?»1. Чтобы проявлять добрые человеческие отношения к детям, воспитатель, по Я.Корчаку, должен познать себя, отдавать себе отчет в том, на что способен сам. «Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать воспитать, научить»2 – говорил он, обращаясь к учителю. Дальше педагог отмечал, что для этого воспитателю важно вместе с ребенком по-детски радоваться и грустить, любить и сердиться, обижаться и стыдиться, опасаться и доверять.

В трудах «Воспитательные моменты», «Право ребенка на уважение», «Правила жизни», «Шутливая педагогика», в художественные произведениях для детей и о детях «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш на безлюдном острове», «Упрямый мальчик», «Кайтусь-волшебник»» и др. Я.Корчак призывал и учил проявлять к детям глубочайшее уважение, заботиться о растущей личности, уважать радости и горе, слезы и неудачи ребенка, уважать его тайны и надежды. Я.Корчак показал, что без светлого, радостного детства, прожитого во всей полноте, вся последующая жизнь человека может быть искалечена. Крайне недопустимо унижение, оскорбление достоинства личности ребенка. Человек, униженный в детстве, когда он был совсем беспомощным, может сам превратиться в насильника, самодура, тирана.

Современники Я.Корчака отмечали, что он превратил наблюдения за ребенком в науку. Наблюдения замечательного педагога, систематическое углубление знаний о детях служили не только разработке теоретических положений, но и решению конкретных воспитательных задач. Я.Корчака справедливо называют величайшим гуманистом своего времени. Отличительной чертой и самой сильной стороной его гуманизма была действенность. Его гуманизм это защита детей от законов того времени, которые не позволяли ребенку раскрыть то, что дано ему природой. Основной смысл педагогической концепции Я.Корчака – ребенок и его благо.

Школьные реформы конца XIX–начала XX в. не только опирались на различные педагогические концепции, но и сами давали стимул к развитию многочисленных теоретических исканий. Реформаторская педагогика, несомненно, способствовала обогащению теории и совершенствованию практики воспитания, образования и обучения. Так называемое экспериментальное, самое мощное в реформаторской педагогике течение стимулировало развитие дидактики, способствовало в известной мере движению вперед в вопросах изучения ребенка.

Идеи прагматизма оказали большое влияние на организацию школьного дела и дошкольного воспитания и стали составной частью движения за «новое воспитание». Поставив во главу угла деятельность ребенка и приобретаемый им личный опыт, прагматическая педагогика сумела теоретически и практически доказать архаичность традиционного обучения в школе. Вместе с тем недооценка прагматистами предметного преподавания, которое как бы там ни было должно лежать в основе всей системы обучения, привела в дальнейшем ко многим негативным последствиям – к снижению уровня знаний и сужению кругозора учащихся. Современная американская школа до сих пор в известной мере опирается на идеи Д. Дьюи и его последователей, поскольку они, а также идеи «нового воспитания» в целом помогают самоутверждению школьников, достижению ими личного преуспевания, что отвечает американскому менталитету.

Трудовой принцип, выдвинутый реформаторской педагогикой оказал сильнейшее влияние на развитие школы всех европейских стран, и в частности России. В 20-30-е годы прогрессивные «трудовые школы» начали свое дальнейшее теоретическое развитие и практическое применение в советской системе образования (педагогические идеи С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, Н.К.Крупской). Трудовой принцип развивается и в современных условиях, актуален для сегодняшней практики образования и обучения с некоторыми уточнениями его понимания.

Конец XIX– начало XX в.– период бурного и разностороннего развития педагогики, многие идеи, методики того времени сейчас переживают второе рождение, используются в школах различных стран, в том числе и в Беларуси как образовательные технологии. Среди них: индивидуализация обучения, проблемное обучение, технология проектов, технология развивающего обучения, технология саморазвития (М. Монтессори – для нач. школы), технология обучения в школе С.Френе, Дальтон–технология и др.

Отдельные практические поиски реформы школы конца прошлого и начала нынешнего столетия недостаточно критически переносятся в условия современности. Это касается и принципов отбора содержания образования, и организационных форм, и методов обучения. В общем же опыт прошлого, достаточно осмысленный, мог быть полезным и ныне в условиях реформирования образования.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите причины возникновения реформаторской педагогики в Западной Европе и США в конце 19 – начале 20 вв.

2. Почему возникла необходимость в «новом воспитании»?

3. Назовите основные теории и течения реформаторской педагогики.

4. Выделите положительные и отрицательные стороны в модели «трудовой школы» Г.Кершенштейнера.

5. В чем сущность и цель прагматической педагогики? Какие новации в школьной практике возникли на основе прагматической теории Д.Дьюи?

6. В чем сущность экспериментальной педагогики и педологии?

7. Назовите ведущие принципы теории «свободного воспитания», разработанные Э.Кей?

8. На каких основных положениях построена педагогическая система М.Монтессори?

9. В чем заключались новые подходы к обучению и воспитанию в педагогической системе С.Френе, в Вальдорфской школе Р.Штайнера?

10. Выделите характерные черты педагогики Я.Корчака.

 

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. – М., 1994, – 239 с.

2.Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М., 1972. – С. 196–273.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – 430с

4.История педагогики: Учеб. пособие для университетов в 2-х ч. / Под ред.А.И.Пискунова, М., 1997.

5.Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1991. – 192с.

6.Капранова В.А. История педагогики: Учеб. пособие / В.А.Капранова. – М.: Новое знание, 2003. - 160с.

7.Монтессори М. Дом Ребенка. Метод научной педагогики. – Гомель, 1993. – 125с.

8.Сороков Д.Г. Гуманистическая психология и Мария Монтессори: Курс лекций. – М., 1992. – 98с.

9.Сегянюк Г.В. Гісторыя педагогікі. – Мазыр, РВФ “Белы вецер”, 2000. – 432с.

10.Френе С. Новая французская школа: Избр. пед. соч. – М., 1990. – 480 с.

11.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981. – 527с.

12.Штайнер, Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. – 75 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: