Степеньвоздействияпотоварногоналоганаобъемпродажзависитотнаклоновлинийспроса и предложения.Нарис. 2.18,а показанаситуация, когда и линияспроса, и линияпредложенияимеютпологийнаклон.Введениепотоварногоналога, уплачиваемогопродавцами, вызываетрезкоесокращениеравновесногообъемарынка.Предположим, чторечьидет в данномслучае о красныхавтомобилях.Длябольшинствапокупателейцветавтомобилянеимеетбольшогозначения.Повышениецентольконакрасныеавтомобиливызываетпереключениеспросапокупателей с красныхавтомобилейнаавтомобилидругогоцвета.Поэтомулинияспросанакрасныеавтомобилиимеетдовольнопологийхарактер.Пологойдолжнабыть и линияпредложения, посколькупроизводителиприпонижениицен (безналога) накрасныеавтомобилибезособоготрудамогутсократитьихпроизводство и увеличитьвыпускавтомобилейдругогоцвета.Введениеналогатольконакрасныеавтомобилиможетпривести к полномуисчезновениюих с рынка.
Нарис. 2.18,6 изображенаситуация, когдалинииспроса и предложенияимеюткрутыенаклоны.Допустим, чторечьидет о сельскохозяйственныхтракторах.
|
|
Введениепотоварногоналогатакогожеразмера, что и в первомслучае, вызываетгораздоменьшеесокращениеравновесногообъемарынка.
Распределениеналоговогобремени междупокупателями и продавцами зависитотсоотношения в наклонахлиний спроса и предложения.Очевидно, чтообъемспросанаэлектролампочкималозависитотихцены.Поэтомулинияспросаимееточенькрутойнаклон.Линияжепредложения, вовсякомслучае в длительномпериоде, имеетвесьмапологийнаклон.Этаситуацияизображенанарис.2.19,а. Изрисункавидно, чтобольшаячастьналоговогобремени (Р + ≈ Р -) возлагаетсянапокупателей и меньшаячасть (Р 1 ≈ Р -) ≈ напроизводителей.Длясравнениянарис.2.19,б изображенапротивоположнаяситуация.Можносделатьвывод, что чембольшенаклонлинииспроса и чемменьшенаклонлиниипредложения, тембольшаячастьналогаложитсянапотребителей и темменьшаячастьналогаложитсянапроизводителей.