Классификация информационных ресурсов

Лекции

Понятие «данные», «информация»

Информация- размышление, разъяснение и изложение. Можно передать устно, письменно, с помощью информационных сигналов и радиоволн. Получение: обоняние, осязание, зрение, слух, фото- и видеосигналы.

Данные – сведения, полученные различными способами, пригодные для хранения и передачи с последующей обработкой.

Используя данные получаем информацию. Храня информацию получаем данные.

Информация – сведения об объектах и явлениях чего-либо, усваиваемые субъектом в качестве данных.

Информарование – связь источника информации и ее потребителя. Важна степень полезности информации. Если информация полезна – она запоминается. Информация воспринимается как ресурс.

Показатели века информации – удвоение накопленных научных знаний; материальные затраты на передачу, обработку информации превышают другие затраты.


КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Ресурсы бывают:

· Материальные- совокупность предмета труда, предназначенные для производства общественного продукта;

· Природные - объекты,процессы,условия пригодные для удовлетворения потребностей;

· Трудовые – люди,обладающие физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности;

· Финансовые - денежные средства;

· Энергетические - носители энергии;

В информационно обществе акцент внимания смещается на информационный ресурс, условно возникший в XXв.

Информационные ресурсы – документы, массивы документов в информационных системах

В широком смысле информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации.

По виду информации:

· правовая информация;

· научно-техническая информация;

· политическая информация;

· финансово-экономическая информация;

· статистическая информация;

· информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация;

· социальная информация; политическая информация;

· информация о здравоохранении;

· информация о чрезвычайных ситуациях;

· персональная информация (персональные данные);

· кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие);

· информация иного вида.

По способу доступа:

· открытая информация (без ограничения);

· информация ограниченного доступа:

· государственная тайна;

· конфиденциальная информация;

· коммерческая тайна;

· профессиональная тайна;

· служебная тайна;

· персональные данные, личная (персональная) тайна.

Информационные ресурсы по виду носителя: на бумаге; на машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране ЭВМ; в памяти ЭВМ; в канале связи; на других видах носителей.

По способу формирования и распространения: стационарные; передвижные.

По способу организации хранения и использования:

1) традиционные формы – массив документов; фонд документов; архив; 2)автоматизированные формы – Интернет; банк данных; автоматизированная информационная система (сеть); база знаний.

По форме собственности:

· общероссийское национальное достояние;

· государственная собственность;

· федеральная собственность;

· собственность субъектов РФ;

· совместная (федеральная и субъектов Федерации);

· муниципальная собственность;

· частная собственность;

· коллективная собственность.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

· Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

· Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· Образовать БД ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений счет своевременного использования необходимой информации.

·.

 


3. Информационное общество. Информационная культура

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительные черты:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

· Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

· Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

· Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

· Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

· Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

· структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

· растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

· широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

· развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

· поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

· широкое распространение — компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информ. обменом в об-ве (сегодня в науке практически вышло из употребления); 2. Понятие, характеризующее культуру с т.зр. кумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: