Лекции
Понятие «данные», «информация»
Информация- размышление, разъяснение и изложение. Можно передать устно, письменно, с помощью информационных сигналов и радиоволн. Получение: обоняние, осязание, зрение, слух, фото- и видеосигналы.
Данные – сведения, полученные различными способами, пригодные для хранения и передачи с последующей обработкой.
Используя данные получаем информацию. Храня информацию получаем данные.
Информация – сведения об объектах и явлениях чего-либо, усваиваемые субъектом в качестве данных.
Информарование – связь источника информации и ее потребителя. Важна степень полезности информации. Если информация полезна – она запоминается. Информация воспринимается как ресурс.
Показатели века информации – удвоение накопленных научных знаний; материальные затраты на передачу, обработку информации превышают другие затраты.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Ресурсы бывают:
· Материальные- совокупность предмета труда, предназначенные для производства общественного продукта;
|
|
· Природные - объекты,процессы,условия пригодные для удовлетворения потребностей;
· Трудовые – люди,обладающие физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности;
· Финансовые - денежные средства;
· Энергетические - носители энергии;
В информационно обществе акцент внимания смещается на информационный ресурс, условно возникший в XXв.
Информационные ресурсы – документы, массивы документов в информационных системах
В широком смысле информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации.
По виду информации:
· правовая информация;
· научно-техническая информация;
· политическая информация;
· финансово-экономическая информация;
· статистическая информация;
· информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация;
· социальная информация; политическая информация;
· информация о здравоохранении;
· информация о чрезвычайных ситуациях;
· персональная информация (персональные данные);
· кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие);
· информация иного вида.
По способу доступа:
· открытая информация (без ограничения);
· информация ограниченного доступа:
· государственная тайна;
· конфиденциальная информация;
· коммерческая тайна;
· профессиональная тайна;
· служебная тайна;
· персональные данные, личная (персональная) тайна.
Информационные ресурсы по виду носителя: на бумаге; на машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране ЭВМ; в памяти ЭВМ; в канале связи; на других видах носителей.
|
|
По способу формирования и распространения: стационарные; передвижные.
По способу организации хранения и использования:
1) традиционные формы – массив документов; фонд документов; архив; 2)автоматизированные формы – Интернет; банк данных; автоматизированная информационная система (сеть); база знаний.
По форме собственности:
· общероссийское национальное достояние;
· государственная собственность;
· федеральная собственность;
· собственность субъектов РФ;
· совместная (федеральная и субъектов Федерации);
· муниципальная собственность;
· частная собственность;
· коллективная собственность.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
· Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
· Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
· Образовать БД ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
· Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений счет своевременного использования необходимой информации.
·.
3. Информационное общество. Информационная культура
Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Отличительные черты:
· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;
У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.
· Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
· Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
· Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
· Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
· Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».
Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.
|
|
Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:
· структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
· растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
· широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
· развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
· поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
· широкое распространение — компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информ. обменом в об-ве (сегодня в науке практически вышло из употребления); 2. Понятие, характеризующее культуру с т.зр. кумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.