Внешняя высота зуба:
he=2mte=2.3=6мм
Внешняя высота головки зуба:
hае1=mte= 3мм;
Внешняя высота ножки зуба:
hае2=1,2mte= 1,2.3=3,6мм
Угол ножки зубьев шестерни и колеса:
Угол головки зуба шестерни и колеса:
Внешний диаметр вершин зубьев:
dae1=de1+2h ae1cosδ1= 72+2.4.0,8988=79,12мм dae2=de2+2h ae2cosδ2= 180+2.4.0,453=187,12мм
Силы в зацеплении зубчатых колес:
Основные параметры конической передачи приведены в таблице 4.
Таблица 4 Основные параметры конической передачи редуктора
№ | Наименование параметра | Обозначение и числовое значение |
Вращающий момент на ведущем валу, Нм | Т2=319 | |
Угловые скорости валов, рад/с | ω1=43,18 ω2=17,27 | |
Передаточное число | uред=2,5 | |
Материал шестерни | Сталь 40Х | |
Твердость зубьев: шестерни колеса | 48HRC 48HRC | |
Число зубьев: шестерни колеса | Z1=24 Z2=60 | |
Внешний окружной модуль, мм | mte=3,0 | |
Внешний делительный диаметр, мм: шестерни колеса | de1=72 de2=180 | |
Углы делительных конусов | δ1= δ2= | |
Внешнее конусное расстояние, мм | Re=97,1 | |
Ширина венца, мм | в=27,6 | |
Окружная сила в зацеплении, Н | Ft2=4090 | |
Радиальная сила в зацеплении, Н | Fr2=1380 | |
Осевая сила в зацеплении, Н | Fa2=557 | |
Степень точности | 8-В | |
Средний нормальный модуль зубьев, мм | mn=2,6 | |
Средняя окружная скорость, м/с | V=1,57 |
4. 2 Ориентировочный расчет валов редуктора
Расчет валов выполняем для определения размеров его выходного конца, посадочных диаметров под ступицу колеса и подшипники.
4.2. 1 Ведущий вал.
Диаметр dа выходного конца вала рассчитывается из условия прочности на кручение по формуле:
где Т1 – крутящий момент, Н·мм; Т1= 132,9 Н·м
Диаметр выходного конца ведущего вала:
Принимаем . Длина выходного конца [3, с. 115].
Диаметр вала под уплотнительной манжетой принимаем .
Диаметр вала под резьбой принимаем [3, с.297].
Диаметр вала под подшипники определяют по формуле:
где f=2,5 мм [3, с. 37].,
Диаметр вала под подшипник выбирают из стандартного ряда внутренних диаметров подшипников качения, принимаем 50 мм., т.к.этот диаметр должен быть кратен пяти.
Диаметр бурта под подшипник:
,
где r- радиус фаски подшипника, r = 1,6 мм [3. c. 37]
мм.
Принимаем .
Рис.6 Эскиз ведущего вала.
4.2.2. Ведомый вал.
Диаметр выходного конца ведущего вала при Т2=319 Н·м:
Принимаем dв2= 36мм.
Диаметр вала под подшипниками:
dn2=db2+4f2,
где f2 =2,5 мм[3,c.37]
dn2= 36+4.2,5 =46 мм; принимаем dn2= 50 мм.
Диаметр вала под колесом:
dK2=dn2+ (5…10)=55…60мм; Принимаем dK2= 60 мм
Диаметр буртика под подшипник:
ddn2=dn2+3,2r,
где r=2,0мм [1,c 37]. ddn2= 60+3,2.2= 66,4 мм.
Принимаем dбп2= 68 мм.
Рис. 7 Эскиз ведомого вала.
4.3. Определение конструктивных размеров зубчатых колес.
При разработке конструкций зубчатых колес учитывают их геометрические параметры (da, df, b), используемые для изготовления материалы, способы получения заготовок и объем выпуска изделий. Шестерни для одноступенчатых редукторов выполняют вместе с валом, получая конструкцию в виде вала-шестерни (рис.8).
Зубчатые колеса выполняют коваными или штампованными.
Диаметр ступицы ; принимаем .
Длина ступицы ; принимаем .
Толщина обода ; принимаем .
Толщина диска ; принимаем С= 20 мм.
Рис.8 Эскиз конического колеса.
4.4. Определение основных размеров корпуса редуктора
Толщина стенки корпуса и крышки одноступенчатого конического редуктора:
d=0,05 Rе+1мм но не менее 8мм [1, табл.10.2]
где. d= 0,05 .97,1 +1= 4,8 мм. Принимаем d= 10 мм
Толщина верхнего пояса(фланца) корпуса:
b=1,5 d= 15мм.
Толщина нижнего пояса (фланца) крышки корпуса:
b1= 1,5d1= 15 мм
Толщина нижнего пояса корпуса без бобышки:
р= 2,35d=2,35.10=23,5 мм. Принимаем р= 24 мм.
Толщина ребер основания корпуса и крышки:
m=(0,85¸1)d= 10 мм
Диаметр фундаментных болтов:
d1= 0,072 Rе+ +12= 22,8
Принимаем болты с резьбой М22.
Их число должно быть больше или равно четырем.
Диаметр болтов у подшипников:
d2= (0,7¸0,75)d1= (0,7¸0,75)22=15,4… 16,5 мм
принимаем d2= 16 мм
Диаметр болтов, соединяющих основание корпуса с крышкой
d3= (0,5¸0,6)d1= 11…13,2 мм. Принимаем d3=12 мм
Размеры, определяющие положение болтов d2:
e» (1¸1,2)d2» 16.. 19,2 мм. Принимаем е= 18 мм
Наименьший зазор между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса:
По диаметру А=(1¸1,2)d= 10 мм, по торцам А1»А= 10мм
Диаметр штифта:dШ»dЗ= 10 мм
Длина штифта:lШ= b+b1+5= 25 мм
Длина гнезда под подшипник: l*=d+c2+Rd+(3¸5)
Rd³1,1 d2= 17,6 мм. Принимаем Rd= 18 мм, тогда l*= 10+21+18+3= 52 мм.
4.5 Выбор подшипников, схемы их установки и способа смазки
4.5.1 Выбор типа и размеров подшипников
В качестве опор валов в редукторе применены роликовые конические подшипники легкой серии. (ГОСТ 333-79) (рис.9, табл.5).
Таблица 5 Основные параметры подшипников
Условное обозначение | Размеры, мм | Грузоподъемность, кН | |||||
d | D | Т | е | Y | Динамическая С | Статическая Со | |
21,75 | 0,37 | 1, 6 |
Рис.9 Роликоподшипник конический радиально- упорный ГОСТ 333-79
4.5.2 Выбор схемы установки подшипников
При выборе схемы установки необходимо исключить возможность заклинивания тел качения при действий осевой нагрузки и теплового удлинения валов. В проектируемом редукторе выбираем схему установки подшипников "врастяжку" для ведущего вала [2, с.38].
Для регулировки зубчатого зацепления подшипники ведущего вала установлены в стакане. Стакан имеет возможность осевого перемещения вместе с подшипниками за счёт изменения толщины комплекта регулировочных прокладок, устанавливаемых между фланцем стакана и корпусом редуктора.
Для ведомого вала применена схема установки «враспор». Схема проста и позволяет легко производить осевую регулировку подшипников (рис.9).
Рис.10 Схема установки подшипников "враспор".
4.5.3 Выбор смазки подшипников и зацепления
Выбор сорта масла зависит от окружной скорости и величины контактного напряжения в зацеплении. При v=1,57м/с и σн=837 МПа кинематическая вязкость равна 34мм2/с [1, табл.10,8]. Объем масла определяют из расчета (0,25…0,5) л/кВт. При передаваемой мощности 5,5 кВт количество масла- 1,5 литра. По найденному значению вязкости выбираем масло индустриальное И-30А ГОСТ20799-75 Для смазки подшипников применяем пластичную смазку. Один из подшипников ведущего вала значительно удален, что затрудняет применение жидких масел.
Этот объем масла должен помещаться внутри корпуса редуктора и определяется размерами: В х L х H.
где В – ширина внутренней части корпуса: В=180 мм;
L –длина внутренней части корпуса; L =190 мм;
H – высота уровня масла, заливаемого внутрь корпуса. H =45 мм.
В х L х H=0,18.0,19.0,045 =1,5л.
Уровень масла в редукторе контролируется жезловым маслоуказателем.
4.6 Первый этап компоновки редуктора
Первый этап компоновки редуктора проводят для определения положения зубчатых колес относительно опор для последующего расчета долговечности подшипников.
Последовательность выполнения компоновки:
1. Вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо по параметрам, полученным при расчете.
2. Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса:
а) принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса
А1 = 1,2б, где б = 10 мм - толщина стенки корпуса редуктора;
б) принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А=б;
3. Схематично изображаем подшипники ведущего и ведомого валов.
4.Измеряем расстояние до точек приложения к валам радиальных реакций. Положение этих точек определяется размером a1:
al = T/2 + (d + D)/6 · e, где Т, d, D, е - параметры подшипников.
Для роликоподшипников на валу шестерни и колеса:
а1= а2= мм,
5. После определения размеров гнезда подшипника устанавливаем зазор не менее, чем 10мм между наружной поверхностью крышки и торцом шкива.
4.7. Проверка долговечности подшипников
Для проверки долговечности подшипников составляем пространственную схему сил в редукторе (рис.11).
Из предыдущих расчетов имеем: Ft1= 4090Н, Fг1= 557 Н и Fа1= 1380 Н.
Из первого этапа компоновки l1= 72мм. с1= 88мм. f1= 40 мм (см. рис.12).
Fв- нагрузка от ременной передачи; Fв=1268Н
Угол наклона ременной передачи равен 450., составляющие нагрузки:
Fвх= Fвcos 300=1268.0,707=896 Н
Fву= Fвsin 300=1268.0,707=896 Н
Рис.11 Пространственная схема сил в редукторе
4.7. 1 Проверка долговечности подшипников ведущего вала.
Составляем расчётную схему вала и определяем силы, нагружающие подшипники. Определяем реакции опор в плоскости XОZ:
Σ М (1) =0; -Fвх· l1+Ft1 (c1 + f1)-Rx2 .c1 =0
Rx2 = -Fвх· l1+Ft1 (c1 + f1) / c1=
Σ М (2) =0; -Fвх (l1 + c1) +Ft1. f1+Rx1 .c1 =0
Rxl = Fву (l1 + c1) -Ft1. f1/ c1=
Проверка: Rx1 +Rx2 - Fвх - Ft1 =0
В плоскости YОZ:
Σ М (1) =0; -Fву· l1+Fr1 (c1 + f1) -Fа1. (dm1 /2) -Rу2 c1=0:
Rу2= Fву· l1+Fr1 (c1 + f1) -Fа1. (dm1 /2) / c1=
= .
Σ М (2) =0; -Fву· (l1 + c1) +Fr1 · f1-Fа1. (dm1 /2) +Rу1 c1=0:
Rу1= Fву· (l1 + c1) -Fr1 · f1+Fа1. (dm1 /2) / c1=
= .
Рис.12 Расчётная схема ведущего вала
Суммарные радиальные реакции опор определяются по формулам:
Осевые реакции в подшипниках:
S1=0,83 е Rr1 =0,83.0,37. 2210=679Н
S2=0,83 е Rr2 =0,83.0,37. 5232=1611Н
е- параметр осевого нагружения; е=0,37;
Осевая нагрузка на подшипники с учетом осевых реакций и осевых сил в зацеплении (1, табл. 9.21):
S1 <S2, Fа1> S2 -S1, , тогда Fа1= S1=679 Н
Fа2= S1 +Fа1= 679+1380=2059 Н
Рассмотрим более нагруженный подшипник № 2:
Отношение Fа2/ Rr2 = 2059/5232=0,39> е, тогда осевую силу учитываем.
Х- коэффициент радиальной нагрузки; Х= 0,45
Y- коэффициент осевой нагрузки; У= 1,6
Эквивалентная нагрузка: PЭ = (X · v · Rr1 + Y · Fа1) · Kб · KT
v – коэффициент вращения кольца; при вращающемся внутреннем кольце подшипника v =1,0.
Kб - коэффициент безопасности; для редукторов всех типов Kб=1,3 [1, табл. 9.19].
КT = температурный коэффициент. При температуре подшипника менее 100 С0 КT =1,0.
PЭ =(1. 0,45.5232+1,6.2059).1,3.1=7343Н.
Расчетная долговечность подшипника в часах:
Lh = 106(С/Рэ)3/60n1,
где n 1- частота вращения ведущего вала;
С- динамическая грузоподъемность подшипника № 7210, Кн.
Полученная долговечность а больше требуемой по ГОСТ 16162-85, которая для зубчатых редукторов составляет 10000 часов, поэтому принятые подшипники № 7210 подходят для ведущего вала редуктора.
3. 7. 2 Проверка долговечности подшипников ведомого вала
Составляем расчётную схему вала в виде двухопорной балки и определяем силы,нагружающие подшипники (см. рис.13). Ft2= 4090 Н, Fг2= 1380 Н и Fа2= 557 Н. Консольная нагрузка от муфты: Fм=125
Расстояние между точками приложения реакций, полученные из компоновки: l1= 125мм l2= 82мм, l3= 148 мм.
Определяем опорные реакции в плоскости XOZ:
ΣM (3)=0; -Ft2· l3-Rx4 (l2+ l3)+Fм· (l1+ l2+l3)=0;
Rx 4= -Ft2· l3 +Fм· (l1+ l2+l3)/ (l2+ l3) = ;
ΣM(4)=0; -Rx3 (l3+ l2) +Ft2· l2+Fм· l1 =0;
Rx3= Ft2· l2+Fм· l1 /(l3+ l2) =
Проверка: Rх4-Rх3+ Ft2 –Fм =0;
В плоскости YOZ:
ΣM(3)=0; Rу4 (l2+ l3) -Fr2· l3-Fа2·(dm2/2)=0;
Rу4 = Fr2· l3+Fа2·(dm2/2)=/(l1+ l2)=
ΣM(4)=0; -Rу3 (l3+ l2) +Fr2· l2-Fа2·(dm2/2)=0;
Rу3 = Fr2· l2-Fа2·(dm2/2) /(l3+ l2)=
Проверка: Ry3-Ry4+Fr2 =0;
Рис.13 Расчётная схема ведомого вала
Суммарные радиальные реакции опор:
Осевые реакции в подшипниках:
S3=0,83 е Rr1 =0,83.0,37. 2686=825Н
S4=0,83 е Rr2 =0,83.0,37. 1372=423Н
S3 >S4, Fа2>0, тогда Fа3= S3 =825Н
Fа4= S3 +Fа2= 825+557=1382Н
Для более нагруженного подшипника №3:
Отношение Fа3 /Rr3 = 825/2685=0, 3 < е, тогда осевую силу не учитываем.
Эквивалентная нагрузка: PЭ = (X · v · Rr1 + Y · Fа4) · Kб · KT
Х- коэффициент радиальной нагрузки; Х= 1
Y- коэффициент осевой нагрузки; У= 0;
PЭ =(1. 2985).1,3.1=3491 Н
Расчетная долговечность подшипника в часах:
Lh = 106(С/Рэ)3/60n2,
где n 2- частота вращения ведомого вала;
С- динамическая грузоподъемность подшипника№7210, Кн.
Полученная долговечность а больше требуемой по ГОСТ 16162-85, которая для зубчатых редукторов составляет 10000 часов, поэтому принятые подшипники № 7210 подходят для ведомого вала редуктора.
4.8 Проверка прочности шпоночных соединений.
Для соединения валов с деталями, передающими вращение, применяют шпонки. На ведущем и ведомом валах применяем шпонки призматические с плоскими торцами по ГОСТ 23360-78 [1, табл. 8.9] (рис.14).
Материал шпонок - сталь 45, термообработка- нормализация.
Соединение проверяют на смятие боковых граней шпонки:
,
где Т – крутящий момент на валу;
d – диаметр вала в месте установки шпонки, мм;
h – высота шпонки, мм;
t1 – глубина паза под шпонку в валу, мм;
[σ]см – допускаемое напряжение смятия,
[σ]см =120 МПа, т. к. привод является нереверсивным;
l – рабочая длина шпонки, мм
Рис.14 Эскиз шпоночного соединения
4. 8.1 Расчет шпонки выходного конца быстроходного вала:
Принимаем длину выходного конца быстроходного вала 42 мм [3, табл.7.1]
Т1=132,9 ·103 Н·мм; bxh=8х7мм; l=34мм; t1=4,0 мм; d=28 мм;
σсм =2·132,9 ·103/34·(7-4)·28=91,8 МПа<[σ]см.
4. 8.2 Расчет шпонки выходного конца тихоходного вала:
Принимаем длину выходного конца тихоходного вала 58 мм
Т3=319.103 Н·мм; bxh=10х8мм; l=46мм; t1=5,0 мм; d=36мм;
σсм =2·319.103/36·(8-5)·46=96,0 МПа<[σ]см.
4. 8. 3 Расчет шпонки под колесом тихоходного вала:
Т3=319.103 Н·мм; bxh=18х11мм; l=58мм; t1=7,0 мм; d=60мм;
σсм =2·319.103 /60·(11-7)·58=45,7 МПа<[σ]см.
Расчетные напряжения смятия не превышают допускаемых, прочность шпоночных соединений достаточна.
4.9. Выбор уплотнений валов
Для проектируемого редуктора выбираем однокромочные манжетные уплотнения. Их применяют при небольших и средних скоростях. Поверхность вала под уплотнение должна быть закаленной до твердости HRC 40, параметр шероховатости Ra = 0,32 мкм; допуск вала под уплотнение h11 (рис.15).
Рис. 15 Манжета резиновая армированная ГОСТ 8752-79
Размеры манжеты для ведущего и ведомого вала: d х D х h=50х 70 х10мм
Манжеты применяют при скорости скольжения до20м/с.
Скорость скольжения ведущего вала:
Vcк1= ,
где n1- частота вращения ведущего вала редуктора; n1=412,8мин-1;
dв1 – диаметр вала под манжетой; dв1 =50мм
Vcк1=
Скорость скольжения ведомогого вала:
Vcк2= ,
где n2- частота вращения ведущего вала редуктора; n2=165мин-1;
dв1 – диаметр вала под манжетой; dв1 =50мм
Vcк1=
Поскольку рабочая скорость в зоне контакта кромки манжеты меньше допускаемой, выбранные манжеты подходят в качестве уплотнений для проектируемого редуктора.
4.10. Уточнённый расчёт валов.
Уточнённый расчёт состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнении с допускаемыми значениями [S]. Прочность соблюдена при S ³ [S]=2,5.
4.10.1 Ведущий вал:
Предел прочности материала вала - стали 40Х, σВ=900 МПа.
Предел выносливости при симметричном цикле: σ-1=400МПа.
Найдем предел выносливости при отнулевом цикле касательных напряжений:
τ-1=0,58 ·σ-1= 232МПа.
Опасное сечение ведущего вала- сечение А-А(рис.12). Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.
Коэффициент запаса прочности определяется по формуле:
,
где β – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности, β=0,97;
ετ – масштабный фактор для касательных напряжений, ετ=0,83 [1, табл.8.8];
kτ – эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений, kτ=1,9 [1, табл.8.5];
ψτ=0,15 для легированной стали [1, c.166, 164];
τυ и τm – амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла;
τυ = Т1/2Wк,
где Wк – момент сопротивления кручению; Т- крутящий момент, Т1=132,9 ·103 Н·мм.
Момент сопротивления кручению определяется по формуле:
,
τυ = 132,9 ·103/2.2643= 24,8 МПа,
S =
Сечение Б-Б.
В этом сечении концентратором напряжений является посадка подшипника опоры №1 с натягом (рис.12).
Коэффициент запаса прочности по напряжениям кручения:
,
где τ-1=232МПа; β=0,95; kτ/ετ=2,56 [1, табл.8.7]. d=35 мм.
τυ = Т/2Wк,
где Т1=132,9 ·103 Н·мм.
Момент сопротивления кручению определяется по формуле:
,
где - момент сопротивления изгибу:
,
τm=τυ = 132,9 ·103/2.12500= 5,24 МПа,
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
,
где σ-1=400 МПа; kσ/εσ=3,6 [1, табл.8.7]; ψs=0,27 [1, c.166, 164];
Изгибающий момент в сечении Б-Б:
Ми= .Н·м (см. рис.12).
sυ= Ми/Wи=91,2.103/12500=7,89МПа.
.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
.
Сечение В-В.
В этом сечении концентратором напряжений является посадка подшипника опоры №2 с натягом (рис.12).
где τ-1=232МПа; β=0,95; kτ/ετ=2,56 [1, табл.8.7]. d=35 мм.
τυ = Т/2Wк,
где Т1=132,9 ·103 Н·мм.
Момент сопротивления кручению определяется по формуле:
,
где - момент сопротивления изгибу:
,
τm=τυ = 132,9 ·103/2.12500= 5,24 МПа,
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
,
где σ-1=400 МПа; kσ/εσ=3,6 [1, табл.8.7]; ψs=0,27 [1, c.166, 164];
Изгибающий момент в сечении В-В:
Ми= .Н·м (см. рис.12).
sυ= Ми/Wи=164,8.103/12500=13,2МПа.
.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
.
4.10.2 Ведомый вал:
Рассмотрим сечение на входном участке вала (А –А, рис.13). Концентратор напряжений обусловлен наличием шпоночной канавки, вал испытывает напряжения кручения.
Коэффициенты концентрации напряжений по кручению:
Кt = 1, 9 [1, табл. 8.5]
Масштабный фактор:
et = 0,73 [1, табл. 8.8]
β – коэффициент, учитывающий качество обработки; β=0,97 [1,с162.].
Wк нетто- момент сопротивления кручению поперечного сечения вала:
=
Амплитуда напряжений кручения τа =τm=
Опасное сечение –В- В -участок вала под колесом, ослабленный шпоночной канавкой (см. рис.13).
τ-1=232МПа; β=0,95; kτ =1,9 [1, табл.8.7]; d=45 мм.
τυ = Т/Wк,
где Т2=319·103 Н·мм.
Момент сопротивления кручению:
,
где - момент сопротивления изгибу.
,
τυ = 319·103/2.11339= 16,7МПа,
.
где σ-1=400 МПа; kσσ=1,9 [1, табл.8.7]; ψs=0,27 [1, c.166, 164]; d=45 мм.
Изгибающий момент в сечении В-В:
Ми= (рис.13);
sυ= Ми/Wи=397,3.103/11,33.103=35,1МПа;
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
.
Другое опасное сечение- под опорой № 4, т.к. в этом сечении действует концентратор напряжений - посадка подшипника с натягом и в этом сечении диаметр ведущего вала имеет меньшее значение, чем под зубчатым колесом, а величина изгибающего момента значительна (сечение Б-Б, рис.13).
Коэффициенты концентрации напряжений по изгибу и кручению: [3,табл. 8.7]
Амплитуда напряжений изгиба:
где Wx- момент сопротивления изгибу поперечного сечения вала:
=
Мизг – суммарный изгибающий момент в сечении под опорой № 4 эпюра изгибающих моментов М (см. рис.13):
Мизг =
Коэффициент запаса прочности по напряжениям изгиба:
Амплитуда напряжений кручения при моменте сопротивления кручению:
Wк=2 Wк= 25·103мм3
τ а =τm= Т1/2Wк= 319.103/2. 25.103=6,38 МПа.
Коэффициент запаса прочности по кручению:
,
где ψτ=0,15 – для легированных сталей.
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения под опорой №4:
В наиболее опасных сечениях ведомого вала , т.е. прочность ведущего и ведомого валов достаточна.
4.11 Выбор крышек подшипников.
Крышки подшипников изготавливают из чугуна марки СЧ15. В проектируемом редукторе использованы привертные глухие и с отверстием для выходного конца вала крышки (см. рис.16).
Рис. 16 Привертная глухая и сквозная крышки подшипников
Определяющим фактором при конструировании крышки является диаметр отверстия D в корпусе под подшипник. Толщина стенки d=7 мм, диаметр винтов крепления крышки к корпусу d= 10 мм и число равно z=4 [2,с.111]
Толщина фланца при креплении крышки болтами: d1=1,2 d= 9,6 мм.
Толщина центрирующего пояска:
d2= (0,9…1,0)d= 9,6мм.
Диаметр фланца крышки:
DФ=D+(4,0…4,4)d= 90+32 = 122 мм. Принимаем DФ= 125мм
Для крышек подшипников на ведомом валу:
D= мм;d=7 мм;d=10 мм;z=4
Толщина фланца d1=1,2d= 1,2.7=8,4 мм
Толщина центрирующего пояска:
d2=(0,9…1,0)d= 6,3…7 мм
Диаметр фланца крышки: DФ=D+(4,0…4,4)d= 125мм.
4.12 Посадки основных деталей редуктора
Посадки назначаем в соответствии с ГОСТ 25346-82
Посадка конического колеса на вал Н7/р6 по ГОСТ 25346-82.
Посадка муфты на вал редуктора H8/h7.
Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением к6.
Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца поН7.
Посадка крышек подшипников H7/h8.
4.13 Сборка редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно обрабатывают, очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:
- на ведущий вал напрессовывают мазеудерживающее кольцо, затем подшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100 градусов. Вал вставляют в стакан, предварительно установив регулировочные прокладки, а стакан устаналивают в корпус.
- в ведомый вал закладывают шпонки и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала, затем надевают распорную втулку и устанавливают подшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранный вал укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса герметиком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью 2-х конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
Проверяют проворачивание валов, отсутствие заклинивания подшипников, регулируют зазор в зацеплении конических колес и закрепляют крышки. На конец ведомого вала в шпоночную канавку закладывают шпонку. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель, заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона, закрепляют крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.