Тематика рефератов и рекомендации по их написанию по дисциплине «Философия»

Вопросы к экзамену по «Философии»

1. Объектно-предметная область науки.

2. Основные этапы развития философского знания.

3. Характеристика религиозного и философского типов мировоззрения.

4. Сущность и содержание мировоззрения.

5. Основные функции философии.

6. Сущность морали, ее роль в жизни личности и общества.

7. Понятие диалектики ее основные признаки и категории.

8. Значение философского знания для деятельности человека.

9. Основные разделы философского знания и их характеристика.

10. Философские проблемы взаимодействия общества и природы в условиях современной цивилизации.

11. Характеристика глобальных проблем современности и основных путей их решения.

12. Содержание философской категории “свобода”.

13. Характеристика основных сфер общественной жизни и их взаимосвязь.

14. Сущность культуры как фундаментальной категории философии.

15. Роль культуры в жизни общества и личности.

16. Мышление как философская категория.

17. Проблема соотношения веры и разума в эпоху средневековья.

18. Содержание понятий “общественно-экономическая формация”, “цивилизация”.

19. Основные идеи античной философской мысли.

20. Характеристика философской мысли эпохи средневековья.

21. Основные идеи философии эпохи Возрождения.

22. Содержание понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”.

23. Философия познания.

24. Дайте характеристику основных форм рационального познания.

25. Дайте характеристику основных форм чувственного познания.

26. Структура, формы и функции практики в процессе познания.

27. Сущность и содержание понятия “истина”.

28. Виды истины и ее краткая характеристика.

29. Основные черты философии эпохи Просвещения.

30. Сравнительная характеристика понятий “революция”, “эволюция”, “прогресс”, “регресс”.

31. Характеристика немецкой классической философии.

32. Характеристика философии марксизма.

33. Философское учение И.Канта.

34. Характеристика философских категорий единичное, особенное, общее (всеобщее).

35. Содержание философского учения Нового времени.

36. Характеристика основных законов диалектики.

37. Русская философия XIX века: славянофильство и западничество и их характеристика.

38. Сущность и структура сознания.

39. Сущность понятия “материя” и ее основные формы.

40. Характеристика движения как способа существования материи.

41. Сущность материалистического понимания истории.

42. Содержание философской категории “бытие”.

43. Философские проблемы современности.

44. Сущность и содержание религии как философской категории.

45. Краткая характеристика мировых религий.

46. Характеристика «закона единства и борьбы противоположностей».

47. Характеристика «закона взаимного перехода количественных изменений в качественные».

48. Характеристика «закона отрицания – отрицания».

49. Основные черты русской философской мысли.

50. Движение, пространство, время как сущностные характеристики материи, формы ее существования.

51. Сущность и содержания гносеологии как раздела философии.

52. Основные виды и формы познания.

53. Суть глобальных проблем мировой цивилизации и путей их решения на рубеже XX-XXI вв.

54. Причины экологических проблем современности и пути их решения.

55. Основные характеристики современного “информационного общества”.

56. Проблемы войны и мира в современном философском знании.

 

Тематика рефератов и рекомендации по их написанию по дисциплине «Философия»

 

Студент может выбрать любую из предложенных ниже тем рефератов, а также предложить для согласования преподавателю собственную тему.

Основные требования к написанию реферата.

Реферат по философии - это самостоятельная работа на определенную тему, подготовленная на основе изучения литературных источников по выбранной теме.

Реферат оформляется студентом аккуратно, с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научных работ. Оптимальный объем реферата не должен превышать 15-17 страниц машинописного текста включая таблицы и рисунки. Все таблицы и рисунки должны иметь сквозную нумерацию и свое название. Номер и название таблицы даются над ней, номер и название рисунка – под ним. Таблицы и рисунки делаются одноцветными. Рисунками считаются схемы, диаграммы, формы документов и т.п.

Сноски на используемую литературу печатаются внизу страницы. В тексте не должны применяться сокращения слов, за исключением общепринятых. Если в тексте приводятся цитаты или цифровые данные, заимствованные из литературы, то обязательно дается ссылка на источник внизу соответствующей страницы.

Перечню использованной литературы дается заголовок «Литература». По каждому литературному источнику указывается его автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер.

Все страницы работы должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа. В начале реферата приводится оглавление. В оглавлении указываются заголовки всех параграфов работы, включая список литературы и приложения, с указанием номеров страниц, на которых помещен каждый раздел. Названия разделов в оглавлении должны точно соответствовать заголовкам в тексте.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Заголовок каждого приложения должен иметь следующий вид: слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», его порядковый номер и тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.

Реферат должен быть отпечатан на принтере (пишущей машинке) с полуторным интервалом, шрифт «Times New Roman», размер 14. Работа оформляется только на лицевой стороне бумаги стандарта А-4. Параметры страницы: левое поле – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм – до основного текста.

Реферат сдается студентом не позднее, чем за 10 дней до экзамена. Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат, не допускается к сдаче экзамена по дисциплине «Этика делового общения».

Структура реферата

1. На титульном листе реферата указывается название института, тема реферата, Ф.И.О. студента, № учебной группы, Ф.И.О. преподавателя.

2. План реферата (раскрывается содержание реферата – введение, названия учебных вопросов, заключение, список использованной литературы, приложения (если имеются)).

3. Во введении (студент(ка) обосновывает актуальность избранной темы формулируются конкретные задачи, которые он(а) собирается решить в ходе работы) – объем не более 1 стр.

4. В основной части (в которую, как правило, может входить 1-2 вопроса) подробно раскрывается содержание вопросов темы, с краткими выводами по каждому вопросу.

5. В заключении даются краткие обобщения и выводы по теме реферата – объем не более 1 стр.

6. В список использованной литературы студент включает только те источники, которые он использовал при написании контрольной работы.

7. В приложения включаются графики, таблицы, тесты, методики и др. В общий объем работы они не входят.

 

Темы рефератов.

1. Понятие мировоззрения и его содержание.

2. Концепция информационного общества и перспективы развития человечества.

3. Мифология как исторический тип мировоззрения.

4. Концепция устойчивого развития российского общества и проблемы становления ноосферной цивилизации.

5. Специфика философии как мировоззрения.

6. «Римский клуб» о глобальных проблемах человечества.

7. Структура философского знания.

8. Предмет философии, ее функции и роль в культуре.

9. Религия как тип мировоззрения, как форма общественного и индивидуального сознания.

10. Социально-этические взгляды Конфуция.

11. Эстетическое как философская категория. Роль искусства в развитии общества и формировании личности.

12. Плодотворность связи философии и науки.

13. Общечеловеческая сущность морали. Нравственная культура.

14. Философская концепция человека в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

15. Смысл жизни, назначение человека. Счастье как философско-этическая категория.

16. Этические взгляды Аристотеля.

17. Философская концепция человека. Природный индивид, личность, индивидуальность.

18. Философия эпохи Возрождения.

19. Свобода как социально-философская категория.

20. Эмпиризм в европейской философии XVII-XVIII вв.

21. Проблема смысла исторического процесса.

22. Рационализм в европейской философии XVII-XVIII вв.

23. Культура как социально-философская категория.

24. Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и человеке.

25. Проблема периодизации исторического процесса. Общественная формация и цивилизация.

26. Классическая немецкая философия (Кант и Гегель).

27. Движущие силы общественного развития.

28. Антропологический материализм Фейербаха.

29. Общество как предмет философского осмысления.

30. Философские взгляды Н.А.Бердяева.

31. Научные и вненаучные формы знания.

32. Философский антропологизм Н.Г.Чернышевского.

33. Проблема истины и ее критериев.

34. Философское направление позитивизма и неопозитивизма.

35. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении.

36. Философия жизни как направление европейской философии XIX-XX вв.

37. Единство исторического и логического как метод познания.

38. Социально-философские взгляды М.Вебера.

39. Истина как процесс: абсолютное и относительное в истине.

40. Человек и культура в философии Э.Фромма.

41. Диалектическое отрицание.

42. Философия экзистенциализма (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр).

43. Эволюция, коэволюция и революция как категории диалектики.

44. Категория бытия в философии. Основные формы бытия.

45. Диалектика количественных и качественных изменений.

46. Категория “материя” в системе философского мировоззрения.

47. Антагонизм, конфликт, равновесие, гармония как категории диалектики.

48. Философские категории движения, пространства, времени.

49. Категория сознания. Идеальное как субстанция. Проблема бессознательного.

50. Философская концепция развития. Основные принципы и категории диалектики.

51. Целостность как принцип диалектики.

52. Диалектическая идея саморазвития.

53. Универсальная взаимосвязь явлений и принцип детерминизма.

54. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе развития мировой цивилизации.

55. Наука в системе духовной культуры общества.

56. Структура, формы и функции практики в процессе познания.

57. Современная научно-технологическая (информационная) революция и ее социальные последствия.

58. Философия русского космизма (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский).

59. Основные формы теоретического мышления: идея, концепция, теория.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: